Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.05
  • EUR105.22
  • OIL72.91
Поддержите нас English
  • 1473
Новости

Разрывы цепочек поставок, и давление на производителей приводят к росту цен на сливочное масло и его возможному дефициту — эксперт

В России дорожает сливочное масло — по данным Росстата, за год рост составил более 23%. Только за сентябрь в крупных торговых сетях масло, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), подорожало на 8,4%. При этом Росстат сообщает о 5% роста.

Поскольку масло — социально значимый продукт, в ситуацию уже вмешалось государство. Профильный вице-премьер Дмитрий Патрушев проводит совещания с производителями и переработчиками молочной продукции, а также с представителями крупных торговых сетей. По его словам, компании активизировали импорт масла.

ФАС направляет запросы крупным производителям c требованием предоставлять информацию о каждом планируемом повышении оптовых цен до конца 2024 года. Хотя порядок уведомительный, служба должна проанализировать, насколько эти цены обоснованы. Как напомнил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов в письме министру экономического развития Максиму Решетникову, если в течение 60 дней подряд рост цен будет составлять 10%, то государство получит возможность напрямую вмешиваться в ценообразование. Минэкономразвития уполномочено принимать решения по установлению предельных цен на социально значимые товары первой необходимости.

Причина роста цен — в дефиците сырья и росте спроса на масло, объясняют производители в письмах торговым сетям, которые цитируют «Известия». По данным издания, производители предупреждают, что будут вынуждены сократить выпуск сливочного масла или приостанавливать его отгрузки. Поставки уже приостановила компания Health & Nutrition (H&N), бывшая российская «дочка» Danone, выпускающая масло «Простоквашино». Из-за кризиса на рынке молочных ингредиентов поставщики повысили цены.

«Фактическая инфляция за 9 месяцев 2024 года составила 50%», — сказано в письме. H&N не производит масло самостоятельно, а закупает у партнеров, которые под заказ делают его на своих мощностях, поэтому, как утверждает компания, приостановка производства масла «Простоквашино» не скажется на рынке, где его доля составляет десятые доли процента (0,2%).

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Кунгурского молочного комбината, рост спроса опережает производственные планы и выходит за рамки действующих договоров поставки. Предприятие иногда вынуждено квотировать отгрузки, при этом производство растет, а не сокращается.

Как описывает ситуацию на рынке источник The Insider, спрос растет из-за общего роста потребления, к тому же летом он усилился из-за сезонных факторов — повышенный спрос на него обеспечивают производители мороженого и гостинично-ресторанный бизнес.

«Подскочил спрос, не успели с производством, открыли импорт, подняли цены», — отмечает эксперт, подчеркивая, что он не ждет дефицита масла или дальнейшего стремительного роста цен. Торговые сети были против повышения оптовых цен со стороны производителей, поэтому подняли вопрос на государственный уровень. Теперь, по его мнению, цены повышать просто не дадут.

Это может сказаться на прибыльности молочных производств. Ведь для них себестоимость масла выросла вслед за ценой молока: индекс себестоимости производства сырого молока RMCI, который рассчитывает «Союзмолоко», вырос на 11,4% по последним данным за август относительно августа 2023 года. Молоко, в свою очередь, дорожает из-за роста цен на корма, электроэнергию, дизтопливо. Также сказывается повышение ключевой ставки, вызвавшее рост ставок по краткосрочным кредитам (в том числе уже выданным).

«Наблюдаемое повышение цен — результат двухлетнего сдерживания темпов подорожания: по итогам 2023 года цена на масло выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары в среднем подорожали на 8,9%», — отмечает «Союзмолоко», объединяющее крупнейших российских производителей.

Дальше, как полагают производители, темпы роста спроса замедлятся из-за завершения сезона мороженого и отпусков. Импортные поставки должны помочь им насытить рынок. Ограничение роста цен на масло не приведет к разорению предприятий, но может быть компенсировано ростом другой молочной продукции, считает собеседник The Insider.

«У нас нет заводов, которые делают только масло, это один из продуктов в общей линейке — где-то убыло, где-то прибыло», — говорит он.

Как отметил в разговоре с The Insider эксперт аналитической компании INFOLine, производители долгое время искусственно сдерживали рост цен. Однако теперь дефицит сливочного масла на российском рынке неизбежен, и импортная продукция, по его мнению, не поможет в этой ситуации:

«За последний год существенно возросла себестоимость производственной и торговой деятельности. Это связано с целым рядом факторов, от разрыва производственно-логистических цепочек из-за ухода международных компаний до сопутствующего разрыва производства и поставок оборудования для производства. Сейчас это усугубляется существенной нехваткой персонала на всех позициях. Рост заработных плат тоже сказывается на росте себестоимости. Да, в летний период многие предприятия благодаря хорошим урожаям могли сдерживать рост цен, но к осени стало понятно, что этот период заканчивается. Нас ждет непростая ситуация на рынке, потому что уже ощущаются дефицит сырья и острый дефицит кадров. Все идет к тому, что оборудование требует обслуживания, а иногда и замены, что будет сложно, и в связи с этим многие предприятия начинают пересматривать ценовую политику.
Конечно, Минсельхоз может заявлять о том, что дефицита нет и что все запросы будут удовлетворены, но дефицит формируется из-за того, что долгое время цены находились под давлением и производителям не давали их повышать. Многие вещи существенным образом изменились из-за введения системы „Меркурий“ и маркировки „Честный знак“. Это увеличило себестоимость производства из-за необходимости покупать QR-коды и из-за регистрации в системе, которая требует оплаты. Немаловажно то, что эти системы прослеживают всю цепочку — от поля до реализации конечной продукции. И в этой цепочке далеко не все предприятия были готовы перейти на такую прослеживаемость. Это формирует разрывы этих цепочек или удорожание в связи с ограниченным количеством предложений.
Импортные поставки могли бы помочь в данной ситуации. В прошлые годы и страны Балтии, и Финляндия становились достаточно активными игроками на рынке, когда внутренний спрос не удовлетворялся производством. Но с этим проблемы, потому что границы закрыты, со многими предприятиями невозможно выстроить отношения, и ослабление рубля, которое уже стучится к 100 рублям за доллар, приведет к тому, что импортная продукция никак не собьет цены. В лучшем случае она удовлетворит потребности по более высокой цене, чем российская продукция».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari