В Бельгии прошло рассмотрение дела Ситорамо Иброхимовой, жены таджикского беженца Муродали Халимова, похищенного в Украине в 2019 году и отправленного в Таджикистан. Суд постановил остановить процесс депортации Иброхимовой в Таджикистан по требованию властей.
Ситорамо Иброхимова — последняя из взрослых членов семьи Муродали Халимова, которая еще оставалась на свободе в Европе и искала там убежища. Остальных власти Таджикистана смогли вернуть на родину и заключить в тюрьму.
Последними из высланных в Таджикистан оказались ее родная сестра Нигора Саидова и ее муж. Власти Польши выслали их по запросу Таджикистана, в котором утверждалось, что те входили в состав ячейки террористической организации ИГИЛ. Вместе с Нигорой Саидовой выслали ее семимесячную дочь, которую она родила в заключении в Польше. В своем расследовании The Insider совместно с польским изданием Polityka доказал, что эти обвинения сфальсифицированы, а польские судебные органы поверили таджикским коллегам без должного критического судебного рассмотрения доказательств.
Бельгийский суд в своем решении о судьбе Ситорамо Иброхимовой отметил, что в материалах, предоставленных Таджикистаном, недостаточно доказательств для такого серьезного обвинения, как связь с ИГИЛ. Кроме того, суд подчеркнул, что между Бельгией и Таджикистаном нет двустороннего договора об экстрадиции, который бы позволял доверять таджикским властям только на основе обвинений. В связи с этим Ситорамо разрешено остаться в стране. У нее на иждивении, помимо четверых собственных детей, находятся и две дочери ее сестры Нигоры, связь с которой после ее помещения в женскую колонию в Нуреке отсутствует.
Руководитель негосударственной организации Freedom for Eurasia Лейла Назгуль Сейитбек в комментарии The Insider отметила, что, принимая решение суд опирался на процессуальные недостатки, а не на факты нарушений прав человека в Таджикистане:
«Нежелание бельгийского судьи принимать решение основываясь на плохом положении с правами в Таджикистане может объясняться тем, что судья плохо понимает контекст страны. И такое плохое понимание, к сожалению, распространяется судебные и беженские органы по всей Европе. Непонимание государственными органами ситуации приводит к ошибочным выводам, что, в свою очередь, приводит к удлинению процесса для беженца, а это требует больших ресурсов, и со стороны беженца, чтобы защищаться, и со стороны государственных структур. Это также нагрузка на судебные органы, потому что они завалены делами, и по причине большой загруженности часто не в состоянии адекватно изучать дела. Этого можно избежать, если миграционные офицеры будут соответствующим образом информированы о странах Центральной Азии и тогда не потребуется продолжать эти споры в судебных инстанциях».
Муродали Халимова, мужа Ситорамо Иброхимовой, власти Таджикистана обвиняли в том, что тот состоит в группировке вооруженной таджикской оппозиции режиму Эмомали Рахмона, которая называется «Джамаат Ансарулла», и пытались добиться его экстрадиции из Украины, после того как он приехал туда, пожив в Египте и Турции. Однако украинские власти посчитали представленные доказательства недостаточными для его высылки из страны. Тогда таджикские силовики поменяли обвинение и заявили, что Халимов состоит в ИГИЛ, несмотря на то что эти две группы враждуют друг с другом. Этого оказалось достаточно, чтобы со второго раза его выслали на родину, а следом депортировали и его родственников.
Интересы Ситорамо Иброхимовой в Бельгии защищали местные адвокаты и правозащитная организация Freedom for Eurasia, которая оказала содействие The Insider и Polityka в проведении расследования о семье. Подробнее об этой истории можно прочитать по ссылке.