Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику и Союз педиатров России добились отмены новых рекомендаций по лечению расстройства аутистического спектра (РАС), которые предполагали возврат к старой советской практике по использованию галоперидола при терапии этих заболеваний. Психиатр Степан Краснощеков написал в своем Telegram-канале, что фактически Минздрав оставил без изменений рекомендации по лечению РАС от 2020 года.
Как пишут комментаторы его Telegram-канала, «мы смогли отстоять последние крохи адекватности». Возвращение к терапии РАС тридцатилетней давности стало возможным после того, как Россия отказалась присоединиться к 11-й версии Международных клинических рекомендаций ВОЗ (МКБ-11). Российским депутатам и общественным деятелям не понравилось, что МКБ-11 меняет критерии, по которым определенные проявления человеческой сексуальности раньше признавались болезнями. В Госдуме решили, что «нужно отказаться от внедрения тех норм МКБ, которые касаются проблематики половой принадлежности человека и темы ЛГБТ».
Основные отличия новой классификации болезней от старой касаются двух больших сфер здравоохранения: психических заболеваний и сексуальных расстройств. Так, в МКБ-11 впервые появился диагноз «зависимость от компьютерных игр». Целый ряд изменений связан с аутизмом, стрессовыми расстройствами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Раньше люди с РАС получали разные диагнозы: например, «синдром Аспергера» или «синдром Каннера». В МКБ-11 речь идет именно о спектре: людей делят лишь по степени функциональности, развития речи, интеллектуального развития. При действующем же сейчас в России подходе аутизм у взрослых практически не диагностируется.
«Многих взрослых аутистов лечат нейролептиками, — рассказывала The Insider врач-психиатр Анна. — Только недееспособным, с инвалидностью, переносят диагноз „аутизм“ во взрослый возраст при наступлении совершеннолетия. При этом и инвалидность ставят лишь в самых тяжелых случаях. А ведь люди с расстройствами аутистического спектра действительно имеют особенные потребности, которые признают в других странах. Один из моих российских пациентов сейчас в Нидерландах подтвердил аутизм. Он получит льготы, будет сдавать экзамен в отдельной комнате, где ему не будут мешать другие студенты».
Дмитрий Кутовой, врач-психиатр, специалист в сфере ментального здоровья, пояснил The Insider, что клинические рекомендации, которые были предложены после отказа от МКБ-11, — «пример абсолютного анахронизма, и появление их в 2024 году еще раз напоминает нам о том, с какими системными проблемами мы имеем дело в области ментального здоровья»:
«Отказ от этих рекомендаций — огромная победа профессионального и пациентского сообществ. Я бы хотел подчеркнуть, что к критике присоединились и отдельные эксперты, и профессиональные сообщества, помимо пациентов и их родственников. Для большого количества людей эта победа может служить символом того, что добиваться каких-то перемен все еще можно, необходимо отстаивать свое право на качественную помощь и здравый смысл, а для этого — объединяться.
Отказ от этих рекомендаций означает, что врачи не будут обязаны лечить устаревшими способами. Но вовсе не означает, что, обратившись к какому-то отдельному врачу, вы получите помощь, которая будет соответствовать современным стандартам. К сожалению, все еще существуют „специалисты“, которые в своей работе используют устаревшие классификации и не опираются на доказательные методы лечения. Это системная проблема сферы ментального здоровья в нашей стране, поэтому всегда стоит быть начеку, стараться самостоятельно искать информацию и не бояться обращаться за вторым мнением. Расслабляться рано — необходимо продолжать общественный контроль за новыми клиническими рекомендациями и в целом за изменениями системы психиатрической помощи».