Владимир Путин подписал два указа, касающиеся деятельности Администрации президента РФ. Один из них касается должностных лиц в АП, а в другом говорится «о некоторых вопросах Администрации президента РФ».
Таким образом Путин утвердил пять новых управлений в АП. Они касаются вопросов мониторинга и анализа социальных процессов, национальной морской политики, формирования и деятельности Госсовета, госполитики в гуманитарной сфере и в сфере оборонно-промышленного комплекса.
В свою очередь управление по обеспечению деятельности Госсовета (УГС) упразднено, его функции разделены между новыми управлениями: управление по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов и управление по вопросам формирования и деятельности Госсовета.
Алексей Дюмин, ставший советником Путина, будет курировать два управления: по вопросам формирования и деятельности Госсовета и по государственной политике в сфере ОПК. Сергей Кириенко останется куратором четырех управлений, включая новое управление по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов.
Начальниками новых управлений назначены:
- Александр Харичев (управление по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов), бывший начальник УГС;
- Владимир Симоненко (управление по вопросам формирования и деятельности Госсовета), бывший начальник экспертного управления Кремля;
- Сергей Вахруков (управление по вопросам национальной морской политики), бывший замсекретаря Совета безопасности;
- Виктор Евтухов (управление по государственной политике в сфере ОПК), бывший первый замминистра промышленности и торговли.
Управление по вопросам национальной морской политики будет курировать помощник президента Николай Патрушев, который ранее был секретарем Совета безопасности. Кроме того, Владимир Мединский станет куратором управления по государственной политике в гуманитарной сфере, а Максим Орешкин будет курировать экспертное управление. Из структуры Администрации президента исключена должность спецпредставителя президента РФ по Украине.
Как отметил в беседе с The Insider политолог Михаил Комин, расформирование УГС — это действительно самое значимое изменение из тех, что произошли внутри структуры Администрации президента:
«Оно представляло собой, можно так сказать, суперуправление. УГС аккумулировало в себе довольно много разных функций по факту контроля за тем, что происходит в региональной политике. Через него осуществлялись как дополнительный надзор за губернаторским корпусом, так и помощь им и контроль того, что они делают в ходе избирательных кампаний. Это было основной задачей этого управления.
Как мы видим, сейчас его расформировали на два. То, что называется управлением мониторинга социальных процессов, как я понимаю, является основной частью, вместе с Харичевым. В него перейдут все функции, которые раньше принадлежали УГС в части обеспечения мониторинга за тем, что происходит в регионах: посылание сигналов губернаторам о том, что что-то идет не так по факту, а также помощь им на выборах.
Под Дюмина выделили управление, которое будет заниматься очень бюрократической, немножко хозяйственной работой, связанной с обеспечением функционирования Госсовета. Как мне представляется, оно станет формировать повестку этого органа, рассылать всем приглашения, может быть, курировать какие-то блоки внутри Госсовета. Скажем, это могут быть группы по вопросам типа содействия инновационному развитию или, наоборот, помощи других регионов Белгородской и Воронежской области в укреплении границы. Но, повторюсь, весь политический смысл уйдет в новое управление Харичева».
Произошло все это, как считает Комин, потому, что Дюмин был перемещен в АП с поста губернатора и его «нельзя оставить без команды, фактически без какого-то функционала»:
«Ему это управление создали, дали ему возможность набрать какое-то количество людей, которые будут помогать ему вроде как курировать Госсовет. Но, конечно, это все равно не будет являться для него какой-то большой политической позицией. Госсовет — достаточно мертвая структура, никаких важных решений внутри этого органа не принимается. В основном она создана для того, чтобы Путин несколько раз в год слушал, как губернаторы докладывают о своих успехах. По сути своей, этот орган заменяет обычную коммуникацию между федеральным центром и регионами, но с фокусом на самом президенте.
Ровно по такой же логике появилось управление по вопросам национальной морской политики. Господина Патрушева переместили из Совета безопасности на позицию внутри Администрации президента, которая не подразумевает какого-либо портфеля. Есть понятие „министр без портфеля“ в том смысле, что это министр, который не управляет бюджетами и у него нет собственной команды, де-факто он не может никого нанять. Поэтому Патрушеву и Дюмину, как все-таки относительно статусным лицам внутри российской политической элиты, дали по управлению.
Честно говоря, чем будет заниматься управление национальной морской политики, до конца неясно, но смысл в том, что это будет управление Патрушева. Именно поэтому туда пришел человек, который с ним работал в Совете безопасности.
Мединскому дополнительно дали управление тоже как заслуженному кадру путинской вертикали. Может, потому, что он попросил, а может, он сильно расстраивался из-за того, что Дюмина и Патрушева ценят больше, чем его.
В итоге у нас случилось изменение внутри структуры Администрации президента, когда ранее люди на позициях, которые не подразумевали под собой наличие прямого подчинения им какой-либо структуры внутри АП, получили ее. Раньше управления курировали и непосредственно отвечали за них люди, у которых была более высокая должность, чем помощник или советник. Скорее всего, это изменение носит компенсаторный характер. Оно вызвано тем, что ресурсных тяжеловесов российской путинской вертикали сместили с тех позиций, которые они занимали. Чтобы им было менее обидно и чтобы в целом укоротить некоторый негативный шлейф этого смещения, им компенсировали их потери в виде подчиненных им управлений».