Владимир Путин на выступлении перед Парадом Победы пригрозил Западу ядерным оружием, заявив, что «наши стратегические силы всегда в боевой готовности». За несколько дней до парада Россия и Беларусь объявили о проведении учений по применению тактического ядерного оружия. Такие учения последний раз проводились только в СССР. Научный сотрудник Института ООН по изучению проблем разоружения Павел Подвиг заявил в разговоре с The Insider, что НАТО нечего сказать Путину в ответ на размещение ядерных зарядов в Беларуси, потому что они тоже перемещают свое ядерное оружие. Со стороны России, считает эксперт, это политический шаг, который, как он надеется, не имеет никакого отношения к реальному военному применению:
«Это политический шаг, призванный решать несколько задач. С одной стороны, это демонстрация того, что Россия может позволить себе такого же рода шаги, которые предпринимает НАТО. В НАТО есть система размещения ядерного оружия и Россия тоже демонстрирует, что она может такую практику осуществить.
Такого рода решение позволяет плотнее связывать Беларусь и Россию символически и политически. Насколько я понимаю, белорусский лидер постоянно говорит, что это было сделано по его просьбе. Наверное, считается, что такого рода размещение придает ему больший вес в Беларуси. С военной точки зрения я не думаю, что такое размещение что-то меняет радикальным образом.
Если говорить о неформальных критериях, например, о том, насколько близко размещено российское нестратегическое оружие к территории НАТО, то у России есть Калининград, где есть хранилище, база и возможность это оружие размещать и развертывать. В этом смысле появление такой возможности размещать оружие в Беларуси несильно меняет ситуацию именно с военной точки зрения, но это только если допускать, что у этого оружия есть какая-то военная задача. Никакой военной задачи там нет, это просто политический сигнал.
Специальной реакции на развертывания оружия в Беларуси не последовало, потому что НАТО здесь в сложной ситуации. Они не могут сказать, что такая практика неприемлема, потому что они сами это делают. Естественно, они выразили сожаление по поводу этого. Ничего хорошего нет в том, что растет число стран, где ядерное оружие распространено. Никакой безопасности это никому не добавляет и ситуация эта довольно однозначная.
По состоянию на 2021 год, по оценкам экспертов, около 100 американских термоядерных авиабомб B61 хранились на аэродромах в Италии, Германии, Турции, Бельгии и Нидерландах. Ни одна из этих стран не обладает собственным ядерным оружием, однако в случае войны их ВВС имеют возможность применять эти ядерные боеприпасы с санкции президента США.
По словам Павла Подвига, у России и Беларуси в этих учениях разные функции:
Нужно понимать, что в процедуре развертывания ядерного оружия есть две разных части. Первая — все те процедуры, связанные с носителями ядерного оружия. В принципе, можно тренироваться в приведении этих систем в готовность. Они должны прибыть в какой-то пункт, где должны встретиться с теми частями, которые будут доставлять ядерное оружие. И та часть, которая касается доставки и установки ядерного оружия, — находится в ответственности российских частей Минобороны. Я так понял, что белорусские военные отрабатывали свою часть, т.е. перемещение ракет и самолетов в назначенные пункты. Белорусский лидер сказал, что они будут отрабатывать установку, погрузку и доставку боезарядов. Как я понимаю, эта часть находится полностью в ведении российского Минобороны и пока такого рода активности мы не видим.
Я сильно надеюсь, что в ходе учений, конечно, реальные ядерные боеприпасы не используются, а используются макеты. Нет никаких причин использовать реальные боезаряды в такого рода учениях».