Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD90.92
  • EUR98.90
  • OIL83.48
Поддержите нас English
  • 3183
Новости

Кремль много месяцев вел пропагандистскую кампанию по дискредитации Зеленского — The Washington Post

Кремль в течение многих месяцев пытался дискредитировать президента Украины Владимира Зеленского в глазах украинского населения и вызвать раскол между ним и ныне бывшим главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным, пишет The Washington Post. Газета утверждает, что в ее распоряжении оказалось более сотни внутренних документов из Кремля, которые были получены европейской разведкой и проверены непосредственно изданием.

Документы были переданы The Washington Post, «чтобы впервые раскрыть масштаб кремлевской пропаганды, нацеленной на Зеленского с целью разделения и дестабилизации украинского общества — усилий, которые Москва назвала «информационно-психологическими операциями»».

«Нам необходимо усилить конфликт между Залужным и Зеленским по принципу «он намерен его уволить», — написал неназванный кремлевский политтехнолог после встречи высокопоставленных российских чиновников и московских политтехнологов, утверждает издание, ссылаясь на эти документы.

Из них следует, что администрация президента приказала группе политтехнологов распространять фейковые новости в СМИ и социальных сетях, чтобы продвигать тему о том, что Зеленский «истеричен и слаб», «боится, что его оттолкнут, и поэтому избавляется от опасных». По указанию Кремля ферма троллей сгенерировала тысячи постов в социальных сетях и сотни фейковых статей, которые они распространяли в Украине и по всей Европе, чтобы (заказчики этих статей могли) использовать в своих целях напряженные отношения между Зеленским и Залужным.

Но, согласно опросам общественного мнения, на которые ссылается The Wall Street Journal, украинское общество до сих пор оставалось сплоченным, а чиновники в Москве, как следует из документов, периодически выражали разочарование по поводу неспособности подорвать позиции Зеленского и вызвать раскол. «Один из них в одной беседе пожаловался, что украинский президент похож на Брэда Питта, мировую звезду с имиджем, который невозможно запятнать», пишет издание, ссылаясь на документы.

В то же время с момента, когда Залужный покинул пост главнокомандующего ВСУ, линии фронта оказались заморожены, а дальнейшая военная и финансовая поддержка со стороны США стала неопределенной, некоторые источники издания из числа европейских чиновников стали выражать обеспокоенность по поводу того, что скрытые пропагандистские усилия России могут начать подрывать национальную сплоченность и моральный дух. «Впереди самые трудные времена, — сказал изданию неназванный высокопоставленный чиновник из европейских служб безопасности. — Россия выстояла, и они готовят новую кампанию, которая состоит из трех основных направлений. Первое — давление на линию фронта. Второе — атаки на украинскую инфраструктуру. Третье — кампания по дестабилизации».

Из документов следует, что в январе 2023 года первый заместитель главы администрации Кремля Сергей Кириенко поручил группе чиновников и политтехнологов обеспечить присутствие в украинских социальных сетях для распространения дезинформации.

Эти усилия основывались на более раннем проекте Кириенко, целью которого было подорвать поддержку Украины Западом, в том числе во Франции и Германии. Европейскую пропагандистскую группу курировала одна из заместителей Кириенко Татьяна Матвеева, глава департамента Кремля по развитию информационно-коммуникационных технологий, следует из документов.

К концу 2022 года, после того как Украина оттеснила российские войска в Харьковской и Херсонской областях, а чиновники в Киеве начали говорить о крупном весеннем контрнаступлении на востоке и юге, Кириенко сформировал вторую команду, ориентированную на дестабилизацию самой Украины, говорится в документах. Ее возглавил один из его ближайших заместителей, Александр Харичев, известный в некоторых московских кругах как «посредник» или «организатор выборов», поскольку он следит за тем, чтобы выборы в стране шли в пользу Кремля, пишет The Washington Post.

Газета утверждает, что на встрече 16 января 2023 года Кириенко сформулировал четыре ключевые задачи пропагандистской команды: дискредитация военного и политического руководства Киева, раскол украинской элиты, деморализация украинских войск и дезориентация украинского населения. Успех команды должен был измеряться по ключевым показателям: они должны были «понизить рейтинги ключевых сотрудников в администрации Зеленского, украинского правительства и командования вооруженных сил», а также убедить население Украины в том, что представители украинской элиты работали только на себя. «Рост числа отставок в правительстве и публичных конфликтов» тоже приветствовался, отмечает издание. В документах говорится, что для усиления страха и беспокойства (среди целевых аудиторий — The Insider) военные потери Украины должны были преувеличиваться.

Харичев, Матвеева и пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не ответили на просьбу The Washington Post прокомментировать содержание документов,

Документы показывают, что прогресс отслеживался на почти еженедельных встречах в Кремле, где стратеги проводили презентации, демонстрируя наиболее читаемые посты, которые они разместили в украинских социальных сетях, и анализируя результаты. Они также проводили еженедельные опросы общественного мнения об уровне доверия Зеленскому и военному руководству страны, отмечает издание.

В качестве фейковых материалов издание приводит пост в Facebook, в котором утверждалось, что семья павшего (украинского) солдата не получила никакой помощи от государства. Согласно одной из презентаций, он набрал более двух миллионов просмотров, отмечает издание. Согласно другому документу, который попал в распоряжение The Washington Post, топовым постом с целью дезориентации населения стал фейковый видеоролик в Telegram, в котором утверждалось, что «главной военной целью властей в Киеве было «воевать до последнего украинца».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari