Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD95.03
  • EUR104.87
  • OIL77.5
Поддержите нас English
  • 1958
Новости

Боты запустили в соцсетях новую кампанию. Они забрасывают западные СМИ фейковыми новостями об Украине и сами же требуют их проверить — AFP

Боты, ведущие антиукраинскую пропаганду в социальный сетях, с сентября применяют новую стратегию: теперь они не только распространяют фейковые новости, но и напрямую обращаются к западным СМИ с просьбой проверить некоторые из этих фейков. Об этом пишет агентство AFP со ссылкой на данные, которые собрал исследователь российских «фабрик троллей» в Twitter и основатель аккаунта «Блокировщик ботов» (antibot4navalny).

В рамках кампании, которую antibot4navalny называет «Матрешка», боты обращаются к аккаунтам десятков западных СМИ, публикуя ссылки на фейковые сообщения с просьбой проверить информацию. Боты работают в связке: например, один аккаунт публикует фотографию граффити якобы из Лос-Анджелеса с изображением президента Украины Владимира Зеленского в виде нищего, а другой аккаунт просит журналистов проверить, настоящее это фото или фейк. Чаще всего боты используют очерняющие украинцев видеоролики, на которые наложены логотипы авторитетных СМИ, чтобы создать видимость их подлинности.

Каждый такой аккаунт пытается привлечь внимание сотен фактчекеров из разных стран, давая ссылку на сообщение другого бота, опубликовавшего фейковое изображение или видео. Через несколько недель тот же аккаунт публикует новое ложное фото или видео, и это сообщение, в свою очередь, вскоре цитируется еще одним аккаунтом. Отсюда название «Матрешка»: каждая новая учетная запись как бы образует «кокон» вокруг предыдущей; таким обзом, можно постепенно перейти от самого последнего аккаунта к самому первому, если он еще не заблокирован.

Antibot4navalny нашел десятки аккаунтов, применяющих такую стратегию. Большинство из них — это заброшенные аккаунты, впоследствии взломанные и украденные у владельцев. Как рассказали опрошенные AFP эксперты, французские спецслужбы считают, что за этой кампанией стоит Россия. Цели операции — отвлечь внимание журналистов, работающих с дезинформацией и проверкой фактов, сделать фейковые новости видимыми за счет массового распространения, популяризация идеи об усталости европейцев и американцев от всего, что связано с Украиной.

AFP сообщает, что после публикации агентством первого сообщения об операции «Матрешка» многие из участвовавших в ней аккаунтов удалили связанный с кампанией контент. «Похоже, это указывает на то, что оператор этой кампании осознал, что ее разоблачили», — заявил antibot4navalny в интервью AFP.

Как рассказал antibot4navalny в беседе с The Insider, существует ряд критериев, по которым можно с уверенностью отличить аккаунты, участвующие в спланированной пропагандистской кампании, от обычных пользователей, которые пишут реплаи СМИ:

  • идентичное поведение десятков аккаунтов;
  • большое число дословно повторяющих друг друга обращений, до 200 штук;
  • очень короткие временные интервалы между сообщениями, адресованными разным СМИ;
  • ретвиты сообщений из аккаунтов расследовательских проектов или СМИ, к которым потом обращаются для «проверки» фактов — вероятно, чтобы выглядеть «лояльными» читателями, людьми из того же «лагеря»;
  • продолжительный, как правило, многолетний перерыв между записями создателя аккаунта и сообщениями, появившимися после смены владельца;
  • отсутвие любой другой активности, кроме публикации фейков, запросов на их проверку и ретвитов для создания видимости лояльности.
Временные интервалы между твитами каждого отдельного бота в адрес СМИ и фактчекеров. Типичный интервал составляет 45 секунд
Временные интервалы между твитами каждого отдельного бота в адрес СМИ и фактчекеров. Типичный интервал составляет 45 секунд
«Создатели этой технологии добиваются того, чтобы дискредитировать всех фактчекеров, в принципе посеять недоверие к антифейкам. Суть их работы в том, чтобы размыть границы лжи и правды и создать впечатление, что нет никаких фактов, а есть набор фейков от каждой из сторон, и для читателя это вопрос веры и выбора „своих”, а не объективной реальности.
Вторая вероятная задача — показать, что деньги, выделяемые для борьбы с фейками государственными структурами и структурами ЕС, то есть деньги налогоплательщиков, расходуются напрасно, потому что „смотрите, борцы с фейками сами их создают и сами опровергают, то есть придумывают себе работу, надо это финансирование свернуть”».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari