Решение Верховного суда Индии, который 11 декабря подтвердил лишение региона Джамму и Кашмир особого административного статуса, вызвало негативную реакцию исламских стран, а также Китая. Пакистан, который оспаривает право на этот приграничный регион, отказался признать верховенство индийских законов над Джамму и Кашмиром. Организация исламского сотрудничества (OIC) потребовала отменить «все незаконные и односторонние меры, принятые с 5 августа 2019 года, направленные на изменение международно признанного спорного статуса территории».
Китай, который также имеет территориальные претензии к Индии, заявил, что не признает создания самостоятельной административной единицы Ладакх, которую индийские власти отделили от Джамму и Кашмира. Отделение Ладакха было подтверждено Верховным судом Индии в рамках решения по статусу Джамму и Кашмира. «Внутренний судебный вердикт Индии не отменяет того факта, что западный участок китайско-индийской границы всегда принадлежал Китаю», — заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
Как рассказала в беседе с The Insider руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян, правительство Нарендры Моди рассчитывает, что решение Верховного суда укрепит его позиции в преддверии выборов, а Пакистан, несмотря на резкие завления, вряд ли решится на военное вмешательство.
«Партия Моди считает, что это путь к стабилизации. Территория Джамму и Кашмира не входила в какие-то конституционные нормы, и власти считают, что изменение статуса региона должно укрепить индийский федерализм так, чтобы все штаты имели равные права и чтобы не было особых условий для Джамму и Кашмира.
Что касается Пакистана, надеюсь, все останется на уровне переговоров. Пакистан с военной точки зрения отстает от Индии. Он мог бы рассчитывать на какую-то помощь со стороны США или Китая, но они, насколько я понимаю, не готовы вмешиваться в эту историю с учетом нормализации отношений между Индией, Китаем и США. Так что ни США, ни Китай не пойдут на то, чтобы в резкой форме поддержать Пакистан».
Решение, законность которого подтвердил Верховный суд, было принято правительством Моди еще в 2019 году. Власти отменили статью 370 Конституции Индии, обеспечивавшую особый статус Джамму и Кашмира, и вывели из состава региона Ладакх, населенный буддистами. За прошедшие четыре года индийские власти предприняли ряд мер для интеграции Джамму и Кашмира.
«Были отменены некоторые законы о праве собственности. Например, отменили правило, по которому никто, кроме жителей региона, не имел права владеть там землей или недвижимостью. Экономическую помощь тоже давали. Индийское правительство было очень заинтересовано в стабилизации ситуации в регионе.
Принятие или непринятие этого решения жителями Джамму и Кашмира носит противоречивый характер, не было однозначной реакции и у гражданского общества Индии. Некоторые деятели заявили о том, что отмена статьи Конституции незаконна. Группы правозащитников в Джамму и Кашмире обвиняли правительство в принятии важных решений без каких-либо консультаций и с нарушением прав человека. Там действительно были спорные моменты. Правительство пошло на то, чтобы изолировать регион, ввести туда новые контингенты войск. В регионе отключали интернет, местных политических лидеров сажали под домашний арест.
Конечно, это привело к обострению отношений между Индией и Пакистаном, были отозваны послы из обеих стран, прекращено железнодорожное и автобусное сообщение, торговля остановилась. Дошло до того, что в Пакистане запретили показ индийских фильмов. Беспорядки были, и неслучайно Индия ввела туда около 400 тысяч войск. Пакистанская армия и ее руководители заявляли, что готовы к действиям. Дональд Трамп, когда был президентом США, говорил, что готов стать посредником между Индией и Пакистаном. Пакистан, может быть, и согласился бы на это, но Индия — точно нет, она твердо придерживается позиции, что решения двухсторонних споров на основе двухсторонних отношений должны приниматься без вмешательства внешних сил».
Основы конфликта вокруг Джамму и Кашмира были заложены еще при создании индийского и пакистанского государств в 1947 году.
«Вопрос о разделении территории Британской Индии между двумя новыми государствами решался на основании религиозной принадлежности большинства населения того или иного региона. Те районы, где преобладало индуистское население, должны были отойти к Индии, а те районы, где преобладало мусульманское население, — к Пакистану. Это сложное решение, потому что индусы и мусульмане жили по всей стране в одних и тех же регионах.
Где-то к 1947–1948 году были более-менее определены границы государств, остались только спорные территории Джамму и Кашмир. Там большинство населения были мусульманами, поэтому пакистанская сторона была уверена в том, что он автоматически перейдет в мусульманскую часть, но махараджи Кашмира и индуистская верхушка были тесно связаны с Индией, были личными друзьями Джавахарлала Неру, и поэтому вопрос о том, куда должен отойти Кашмир, решился иначе.
Когда был подписан акт о присоединении Кашмира к Индии, Пакистан не согласился с этим решением, и пакистанские войска вошли на отдельные участки Джамму и Кашмира. И вот в тех районах, куда успели войти войска, была установлена юрисдикция Пакистана. Это все не было закреплено никакими документами, но произошло фактически. Под юрисдикцией Пакистана оказалась часть севера и северо-запада Кашмира, а остальная часть стала законной и неотъемлемой частью Индии согласно Конституции страны. Индия считала, что весь Кашмир является ее неотъемлемой частью, и исходили они из этого посыла. Поэтому все последующие события базировались на твердом убеждении Индии в том, что Кашмир принадлежит Индии.
В Джамму и Кашмире были свои конституция и флаг, власти территории могли самостоятельно принимать решения по разным вопросам, за исключением сфер обороны и внешних связей».
Парламентские выборы в Индии пройдут весной 2024 года.
«Бхаратия джаната парти», правящая партия в Индии.