Конституционный суд Кыргызстана сперва разрешил использовать матчества, а потом отменил свое же решение.
Первоначально решение о том, что совершеннолетние граждане страны могут вместо отчества использовать матронимы, суд принял в июне 2023 года в ответ на жалобу местной актививстки Алтын Капаловой, которая хотела дать матчества своим детям, так как их отец не участвовал в воспитании.
Суд Капаловой отказал, так как детям было меньше 18 лет, однако постановил, что совершеннолетние граждане Кыргызстана имеют право на такую замену.
9 ноября суд опубликовал документ о пересмотре июньского решения.
Поводом к пересмотру данного дела явилось представление председателя Конституционного суда Кыргызской Республики Эмиля Жолдошевича Осконбаева. В пересмотре говорится, что использование матчества было разрешено не всем совершеннолетним, а только тем, кто пережил «жизненные трагедии и получил психологическую либо физическую травму, или имеющим иной негативный жизненный опыт, связанный с ролью отца в их жизни».
Матчество — то же, что и отчество, однако по имени матери, а не отца
Председатель Конституционного суда Эмиль Осконбаев
Как утверждает суд, решение вызвало «широкий общественный резонанс в связи с восприятием преобладающей частью населения института матчества в целом как негативного явления, посягающего на моральные устои, ценности и традиции кыргызского народа».
Конституционный суд заявляет, что «необходимо соблюдать баланс между частными и общественными интересами» и «с учетом сложившихся обстоятельств», а также «общественной реакции, которую невозможно было предвидеть», решение об использовании матчества отменяется. Всё витиеватое решение суда посвящено тому, что имя, фамилия и отчество являются личным неимущественным правом гражданина, однако суд в своих решениях должен руководствоваться общественным мнением.
Матчество — то же, что и отчество, однако по имени матери, а не отца