Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 1593
Новости

«Важные истории»: Абрамович спрятал от санкций коллекцию картин почти на $1 млрд. Среди них — полотна Пикассо и Моне, недоступные публике

Олигарх Роман Абрамович и его бывшая жена Дарья Жукова через кипрский траст владеют коллекцией картин, выяснили «Важные истории» совместно с The Guardian и еще несколькими изданиями, изучив утечку файлов кипрского бизнес-регистратора MeritServus. В коллекции — десятки шедевров: Фрэнсис Бэкон, Пабло Пикассо, Люсьен Фрейд, Альберто Джакометти, Клод Моне, Рене Магритт и другие.

Коллекция картин записана на компанию Seline-Invest, учрежденную на Британских Виргинских островах и переехавшую на остров Джерси. Эта компания контролируется кипрским трастом Ermis Trust Settlement. Он был учрежден еще в 2010 году, его единственным бенефициаром был Абрамович.

В описи картин, например, есть «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. О том, что она принадлежит Абрамовичу, раньше не было известно. В 2000 году неизвестный покупатель приобрел ее на аукционе за $17 млн. При этом, как следует из описи, картина принадлежала Абрамовичу уже в 2013 году. Всего, по подсчетам The Guardian, на 2018 год Абрамович владел 367 произведениями искусства на сумму $963 млн.

Как выяснили журналисты, Абрамович и Жукова в начале 2021 года поделили доли в трасте пополам. 4 февраля 2022 года, за три недели до начала войны, Абрамович уступил Жуковой 1%, снизив свою долю до 49%. Эксперты, опрошенные «Важными историями», утверждают, что это решение могло быть принято, чтобы уменьшить санкционные риски. Бенефициар с 49% владения в определенных странах может избежать конфискации активов. Спустя месяц после снижения доли Абрамович оказался под санкциями ЕС и Великобритании. Его активы, в том числе футбольный клуб «Челси», были заморожены.

Где именно Абрамович и Жукова хранят картины, неизвестно. Эти произведения искусства и раньше нечасто попадали на выставки, а теперь, скорее всего, надолго потеряны для публики. «Прискорбно, что траст, распоряжающийся картинами, похоже, больше не может предоставлять их музеям. Санкции введены по понятным причинам. Получается, вложения Абрамовича в искусство привели к тому, что люди теперь лишены возможности увидеть часть величайших работ современности», — пояснила «Важным историям» Георгина Адам, эксперт в области арт-рынков. Издание отмечает, что. например, когда в октябре 2022 года в Британской национальной галерее открылась первая за десять лет выставка Люсьена Фрейда, на ней отсутствовали несколько его знаковых картин, принадлежащих трасту Абрамовича и Жуковой.

«Это поразительное собрание, из него одного можно было бы создать целый музей. Трагично, что, если не будет найдено какое-то решение, эта коллекция останется невидимой на протяжении очень долгого времени», — рассказал Эндрю Рентон, профессор Голдсмитс-колледжа Лондонского университета.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari