Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.05
Поддержите нас English
  • 1169
Новости

Средняя цена российской нефти марки URALS превысила санкционный потолок, но это не влияет на федеральный бюджет — эксперт

Средняя цена российской нефти марки Urals в июле превысила ценовой потолок, установленный c декабря 2022 года странами ЕС и G7, больше чем на $4. Это следует из данных мониторинга Минфина, который был сделан на основе котировок международного ценового агентства Argus. В связи с этим эксперты начали высказывать сомнения в работе части санкций Запада.

Российский экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в разговоре с The Insider разъяснил, что на самом деле санкции работают, а обогащается на росте цен не федеральный бюджет, а фирмы-прокладки и посредники:

Федеральный бюджет не получает от продажи нефти дороже максимальной цены, установленной западными санкциями, то есть больше, чем от нефти, проданной по 60 долларов. Дело в том, что в российский федеральный бюджет поступают средства от экспорта нефти только с первой продажной цены.
Российские компании продают нефть трейдерам, большинство из которых — это дочки этих же нефтяных компаний. Компании даже стараются продать подешевле своим дочкам. А дальше уже трейдеры и прочие посредники перепродают нефть и порой даже дороже 60 долларов, но разница не поступает в российский федеральный бюджет, а остается на банковских счетах этих компаний-посредников. Поэтому санкции в отношении российского бюджета через потолок нефти работают, а то, что дальше накручивают меньше или больше денег на спекуляции этой нефтью — это к санкциям не имеет отношения. Всё, что выше первой продажной цены, — доходы спекулянтов.

В свою очередь, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал, что объемы поставок российских нефтепродуктов снижаются, несмотря на недавние рекордные показатели:

В июле объемы поставок российской нефти начали сокращаться в преддверии сокращения экспорта на 500 тысяч баррелей с 1 августа, но если брать всё остальное, то за июль они были на рекордных значениях. Мы никогда столько нефти не поставляли морским путем.

Европейские партнеры Украины и США, которые в совокупности контролируют 95% рынка морского страхования и более 50% (на момент введения потолка) перевозок российской нефти, согласовали предельную цену в $60 за баррель при отгрузке из российских портов (FOB) в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину. Ожидалось, что таким образом доходы российского бюджета снизятся, российская же нефть на мировом рынке останется. Дополнительный эффект этой мере должно было придать прямое эмбарго на поставки российской нефти в страны Европейского союза и Великобританию.

Основным покупателем российской нефти стала Индия. Она не стала присоединяться к соглашению о потолке. Российские нефтяные компании достаточно быстро создали «теневой флот», способный заменить европейских перевозчиков, например, из Греции.

Напомним, что против уровня в $60 ранее активно выступали страны Балтии. Они настаивали на максимально низком уровне потолка. В частности, Польша настаивала на $30 за баррель — цене максимально близкой к рентабельности добычи нефти в России. Такая позиция не находила понимания у стран, чьи экономики сильно зависят от морских перевозок — Греции, Кипра и Мальты. Такие страны призывали остановиться на уровне в $65, чтобы продолжить перевозку российской нефти в третьи страны.

Накануне из «Индекса миллиардеров» (Bloomberg Billionaires Index), который, в частности, рассчитывается на основе стоимости акций компаний, стало известно, что с начала 2023 года состояние богатейших россиян выросло более чем на $32 млрд. Больше всех среди граждан России заработал находящийся под санкциями основатель «Лукойла» Вагит Алекперов, с января его состояние увеличилось на $5,9 млрд — до $21,3 млрд.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari