В Голливуде проходит масштабная забастовка свыше ста тысяч актеров и сценаристов, которые требуют улучшения условий труда. Это второй в истории Голливуда совместный бойкот гильдий писателей и актеров, который уже фактически парализовал киноиндустрию США и обернется многомиллиардными убытками для всех его участников. Решение пойти на столь радикальные меры сценаристы и актеры приняли из-за несправедливой оплаты их работы в эпоху развития стриминговых платформ и искусственного интеллекта.
В полночь по тихоокеанскому времени с 12 на 13 июля истек крайний срок контракта, заключенного между Альянсом актеров США (SAG-AFTRA) и Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP). Чуть ранее, 2 мая, истек также контракт между AMPTP и Американской гильдией писателей (WGA), объединяющей сценаристов. Эти контракты устанавливают не только минимальную оплату труда, но и описывают все юридические вопросы, сопряженные с работой.
За отведенное время Альянс продюсеров, в который входят такие компании, как Amazon, Apple, CBS, Disney, NBC Universal, Netflix, Paramount Global, Sony и Warner Bros. Discovery, так и не заключил новые соглашения и не продлил действующие, поэтому на масштабную забастовку сперва вышли тысячи сценаристов, а 13 июля к ним присоединились представители Альянса актеров, насчитывающего около 160 тысяч представителей.
«Члены профсоюза должны приостановить свою работу до тех пор, пока не будет достигнут справедливый контракт», — заявил исполнительный директор SAG-AFTRA Дункан Крэбтри-Айрленд.
Что требуют гильдии актеров и сценаристов у Альянса продюсеров
И актеры, и сценаристы обсуждали условия нового контракта с Альянсом продюсеров несколько месяцев. В основном требования сводятся к одному и тому же — справедливая оплата труда. В SAG-AFTRA и WGA требуют увеличить выплаты участникам их альянсов, пересмотреть минимальные ставки, а также условия труда, включая время на отдых, количество дней на подготовку и так далее.
В связи с популярностью стримингов и в принципе появлением таких платформ гильдии актеров и сценаристов настаивают, что условия истекшего контракта сильно устарели — доходы альянса продюсеров растут, как и инфляция, тогда как минимальные гонорары исполнителей и сценаристов стоят на месте. Дело в том, что в предыдущих договорах между гильдией и студиями не были упомянуты стриминговые платформы, потому что они не существовали, сейчас же ситуация изменилась.
В предыдущих контрактах было прописано, что, помимо базовой оплаты за работу в проекте, актеры и писатели получают доход по принципу «остатков» — это гонорары, которые выплачиваются после каждого повторного показа фильма или программы. Однако стриминговые платформы вроде Netflix подобной статистики не ведут и выплачивают эти «остатки» по единому тарифу, даже если картина стала хитом или лидером показов.
«Остатки» — это значительная доля доходов исполнителей и сценаристов, которая особенно важна для них в перерыве между проектами. В SAG-AFTRA и WGA считают, что выплата «остатков» должна быть привязана к успеху получившегося фильма, сериала или телешоу. Кроме того, WGA указывает, что относительная оплата труда писателей фактически снизилась примерно на 14% за последние годы из-за инфляции. Поэтому проблема возникла именно сейчас — ранее никто не понимал размаха стриминговых платформ, а сейчас они захватили рынок.
«Прошло уже пятнадцать лет с предыдущей забастовки в 2007 году, и за эти пятнадцать лет на рынке родились стриминговые платформы, которые стали главными игроками индустрии, — отметил The Insider кинопродюсер Александр Роднянский. — Они начали показывать в огромном количестве фильмы и сериалы, написанные сценаристами — членами гильдии, которые, в отличие от показов по телевидению или повторных кинопрокатов, не получали [денег] за бесконечные показы и использование этих фильмов и сериалов стриминговыми платформами. Для них это большое и серьезное поражение в правах.
То же самое касается минимальной оплаты и ставки, потому что за пятнадцать лет произошла инфляция, выросли цены, но труд подавляющего большинства членов гильдии продолжают оплачивать минимальными суммами. Из восьми тысяч сценаристов примерно семь тысяч работают на минимальных ставках. И для них это очень важно».
Кроме того, актеры и сценаристы требуют ввести ограничения на использование искусственного интеллекта в индустрии кино и телевидения. Представители WGA считают, что в ближайшие несколько лет искусственный интеллект сможет создавать пусть и не выдающиеся прорывы, но вполне профессиональные сценарии, компилируя в своих программах тексты на основе написанных ранее поколениями сценаристов материалов.
Актеры, в свою очередь, хотят прописать условия, согласно которым искусственный интеллект не сможет заменить их на съемочной площадке. По словам представителя актерского профсоюза Данкана Крэбтри-Айрлэнда, в AMPTP ранее предложили «новаторское» решение — отсканировать облик второстепенных актеров, заплатив им гонорар за один день работы актерской массовки — $200, — и в дальнейшем использовать их оцифрованные изображения без разрешения «оригинала».
Либо же могут вернуть всех ушедших актеров, отметила The Insider Екатерина Яроцкая, продюсер, член гильдии продюсеров Америки.
«И, например, будет молодая Мэрилин Монро, а все живые актеры останутся без работы. Это чудовищно с точки зрения нравственности. Вся эта история — это про нравственность на самом деле. Вообще весь этот конфликт — он про нравственность. Должны ли студии стриминга делиться своей прибылью с создателями или нет? Это же нравственный вопрос, в принципе», — говорит Яроцкая.
Сценаристка, член Американской гильдии писателей Лилия Ким отмечает, что без уникальных авторских продуктов невозможны и их производные работы искусственного интеллекта, поэтом труд сценаристов и других участников кинематографического процесса очень важен и не может быть заменен «машиной». Иначе начнется копирование скопированного, что в итоге повлияет на продукт и разрушит отрасль.
«Никто не делает копии ноунеймов, никто не делает копии невирусных и невостребованных авторов. Делают копии чего-то, что находит отклик у людей. И это является главным доказательством уникальности ресурса. Стремление его копировать и востребованность копий. Никто не заказывает AI (искусственному интеллекту) копии ”Простые вечера в стиле Бурулёва”, заказывают ”Гарри Поттер в стиле Уэса Андерсона”, или ”Звездные войны в стиле Баленсиага”, или ”Игра престолов в стиле Болливуда”. Значит IP (интеллектуальная собственность) создает ценность. И с этой ценности создатели этого долгоиграющего вирусного IP, что приносит деньги столько, сколько играется, хотят получать отчисления».
На что может повлиять забастовка актеров и сценаристов
Забастовка гильдии сценаристов в 2007–2008 году привела к тому, что была остановлена работа над новыми проектами, но съемки фильмов и сериалов с готовыми сценариями всё-таки продолжились. Она принесла многомиллионные убытки студиям, были остановлены многие проекты, заморожены съемки множества фильмов, сериалов.
Нынешняя совместная забастовка актеров и сценаристов фактически остановит работу киноиндустрии и телевидения. Звезды мирового уровня, такие как Дженнифер Лоуренс и Мерил Стрип, заявили, что готовы уйти с работы. На данный момент забастовка уже привела к бесконечным повторам ночных телевизионных ток-шоу и нарушила большую часть производства осеннего телесезона и съемок некоторых высокобюджетных фильмов. Бастующим участникам SAG-AFTRA придется столкнуться из-за этого с ограничениями: им будет запрещено участвовать в съемках фильмов или сериалов, а также продвигать их в своих социальных сетях, на премьерах и выставках. Им также не разрешается посещать такие съезды, как Comic-Con, для продвижения любой прошлой или настоящей работы, выполненной по контракту SAG-AFTRA.
Начало забастовки означает остановку всех проектов в производстве и подготовке к нему, то есть постпродакшн, — говорит Лилия Ким.
«Все графики резервирования актеров катятся в… неопределенность. В общем, это дает шанс, что две забастовки закончатся быстрее, чем одна. Потому как вместе — это уже совсем адовые убытки прямо здесь и сейчас. А потом еще — чтобы машина снова завелась и поехала.
Это не разборка врагов или конкурентов — это переговоры бизнес-партнеров: чей вклад в общий пирог каким куском пирога должен вознаграждаться. Пересмотр базовых соглашений каждой гильдии с альянсом продюсеров происходит каждые три года. Это рутинный процесс. Когда/если сразу договориться не удается, — начинается забастовка. Прошлый раз она была в 2007–2008 годах и длилась 100 дней, обошлась индустрии и Лос-Анджелесу в $2,1 млрд. Это не драка за добычу — все понимают, что добыть ее друг без друга невозможно, а завтра надо будет добывать совместно следующую».
Почему забастовку поддержали высокооплачиваемые актеры
Забастовку SAG-AFTRA поддержали многие известные исполнители, помимо уже упомянутых Дженнифер Лоуренс и Мерил Стрип.
«Я очень поддерживаю профсоюзы, я член гильдии киноактеров, так что я абсолютно точно буду участвовать в забастовке», — заявила одна из актрис. «Я поддерживаю своих коллег — вот и всё, что я могу сказать», — поделился с журналистами ее коллега Киллиан Мерфи.
«Нам нужно защитить людей, которые находятся на грани, — говорит актер Мэтт Деймон. — Чтобы получить медицинскую страховку, надо зарабатывать $26 тысяч в год. И многим добраться до этой суммы помогают набегающие проценты за произведения. Если такие отчисления закончатся, вы останетесь без здравоохранения. А это абсолютно неприемлемо».
13 июля звездная актерская команда блокбастера «Оппенгеймер» покинула премьеру фильма в Лондоне после того, как стало известно о начале забастовки. Актеры успели предстать перед публикой на красном ковре, но затем покинули мероприятие. «Они пошли рисовать плакаты для пикетов», — сказал журналистам режиссер фильма Кристофер Нолан. В байопике о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере снимались Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Деймон, Роберт Дауни-младший и другие известные актеры.
По словам Александра Роднянского, таким образом актеры с мировой известностью и многомиллионными заработками проявляют солидарность со своими менее успешными коллегами — они помнят, насколько тяжело дался им старт карьеры.
«Они сами делали свои карьеры из ничего в большинстве своем, то есть многие из них — это люди, вышедшие ниоткуда. Они знают, как это сложно, и они для своих коллег не хотят худшего, борются за их права. Ладно, у звезд есть инструмент борьбы, а у начинающих авторов и актеров как? Сейчас студия возьмет одного хорошо выглядящего человека, заплатит ему за один съемочный день и дальше будет использовать его образ в последующих фильмах, не платя ему ничего. И это более, чем реалистичная возможность.
Собственно, это часть того предложения, которое сделала переговорная структура от лица продюсеров, студий и стримингов позавчера. Поэтому актеры решили пойти максимально принципиально на забастовку и остановить деятельность индустрии больших студий и больших стримингов. Это в меньшей степени касается независимого сегмента кинематографа, который снимает маленькие независимые фильмы. За это предложение забастовки проголосовали 98% членов гильдии актеров».
Екатерина Яроцкая из гильдии продюсеров отмечает, что, вероятнее всего, конфликт скоро разрешится как раз из-за участия известных актеров.
«Сейчас будет интересно. Потому что всё-таки актеры имеют достаточно большой вес. Это главный маркетинговый инструмент, который добавляет value of the show любому проекту. Именно по актерам оно и рассчитывается. Поэтому сейчас, конечно, договорятся — смотря насколько красиво выступят юристы. Это же может быть совершенно договоренность такая: ”Ребят, давайте мы сейчас будем вам давать какие-то success bonuses, как-то мы их будем рассчитывать для вас, а всё, что касается AI — давайте отодвинем этот разговор на год”. Может быть, будет такая договоренность: каждый год будем передоговариваться в зависимости от того, как будет развиваться технология. Может быть такое — и вашим, и нашим».
История
Трудовые конфликты среди голливудских сценаристов не являются чем-то новым. Нынешняя забастовка WGA — восьмая по счету с 1950-х годов и первая за последние 15 лет. Гильдия актеров, в свою очередь, последний раз проводила забастовку более 40 лет назад — в 1980 году. Протесты продлились 95 дней. Однако это первый случай за 63 года и второй — за всю историю Голливуда, когда писатели и актеры бастуют одновременно. Последняя совместная забастовка состоялась 63 года назад, когда лидером индустрии была еще Мэрилин Монро. Тогда студии дали членам актерской и сценарной гильдий больше прав, свобод и гарантий.
- В 1952 году гильдия сценаристов — предшественница Гильдии писателей Америки — и Лига авторов Америки бастовали против теле- и кинопродюсеров в течение 14 недель. Стороны пришли к соглашению, которое определило шкалу оплаты труда и права собственности на сценарии, а также позволило радио- и театральным писателям предоставлять материалы для телевидения.
- В 1960 году члены Гильдии сценаристов бастовали 153 дня и в итоге добились права получать те самые «остатки» от показа театральных фильмов по бесплатному телевидению.
- В 1973 году сценаристы бастовали 112 дней, добиваясь повышения зарплаты, а также «остаточных» выплат за фильмы, переписанные на видеокассеты и показанные по платному телевидению.
Пересмотры условий контрактов случаются раз в десять-пятнадцать лет: за период действия договора и когда резко меняется ландшафт индустрии, как это было сейчас со стриминговыми платформами, — поясняет Александр Роднянский.
«Они продиктовали появление новых форматов и принципов работы, например, появились шестисерийные сериалы, стали работать писательские комнаты, то есть группы сценаристов, чего раньше не было или было не так. Сама по себе эволюция индустрии требует других условий для участников этой самой индустрии».
Сейчас гильдия актеров — очень влиятельная организация, по одному звонку которой останавливается производство, говорит Екатерина Яроцкая. При этом бастующих поддерживают и сами продюсеры.
«Я — в гильдии продюсеров, она не настолько сильная. Кстати, поддерживаю писателей и актеров — потому что точно так же с продюсерами royalties и residuals никто не делится. Продюсеры тоже получают один раз чек и идут делать следующий проект. Поэтому когда говорят, что продюсеры против актеров и писателей, это не совсем так».