Телескоп «Джеймс Уэбб» разглядел самое дальнее «облако дыма» во Вселенной

Яркие оранжевые пятна указывают на органические молекулы на гравитационно линзированном изображении далекой галактики. Источник: J. Spilker/S. Doyle, NASA, ESA, CSA

Астроном Джастин Спилкер из Техасского университета A&M и его коллеги, работающие на телескопе «Джеймс Уэбб», обнаружили значительное количество органического вещества в далекой галактике SPT0418-47, которая находится на расстоянии 12,3 млрд световых лет от Земли. Как сообщает журнал Nature, речь идет о полициклических ароматических углеводородах, которые присутствуют, в частности, в дыму и саже.

Эти вещества ранее никогда не наблюдались в таких далеких глубинах Вселенной. Такие соединения образуются вокруг молодых звезд, которые излучают много ультрафиолета. Когда этих соединений становится много, они начинают играть существенную роль в регулировании нагрева и охлаждения внутригалактического газа, а значит — в регулировании процесса звездообразования.

Ученые наблюдают галактику SPT0418-47 в том состоянии, в каком она была через 1,5 млрд лет после рождения Вселенной. Даже с телескопом «Джеймс Уэбб» ее невозможно было бы разглядеть, если бы она не «пряталась» за другой, более близкой галактикой. Последняя играет роль гравитационной линзы и увеличивает яркость SPT0418-47 в 30 раз. (Лучи света отклоняются в гравитационном поле, поэтому тяжелые объекты во Вселенной могут выступать в качестве линзы.)

Сейчас астрономы пытаются объяснить, почему не во всех частях наблюдаемой галактики, где идет звездообразование, обнаруживаются полициклические ароматические углеводороды. Ученые также собираются изучить две другие гравитационно линзированные галактики на предмет наличия этих веществ.