Расследование издания Bivol привело к лишению болгарского гражданства сыновей российского телекоммуникационного магната и основателя Yota Сергея Адоньева. Об этом сообщило Министерство юстиции Болгарии в ответ на журналистский запрос издания по поводу включения в санкционный список США по Закону Магнитского самого инвестора из РФ и двух его сыновей, проживающих в Лондоне.
У самого Адоньева болгарский паспорт аннулировали еще в 2018 году, когда Bivol и The Insider сообщили о том, что бизнесмен не только не инвестировал в местную экономику, но и находился под следствием в США за контрабанду тонны кокаина.
27 января 2023 года Минфин США объявил о санкциях по Закону Магнитского против ряда российских граждан, в том числе основателя телекоммуникационных компаний Yota Phone и Yota Mobile Сергея Адоньева, а также его детей — Адоньева Филиппа Сергеевича и Адоньева Луки Сергеевича, проживающих на территории Великобритании.
Журналисты обратили внимание на различие в написании фамилий отца и его сыновей. Имя самого бизнесмена американский Минфин написал кириллицей — «Адоньев», а каждого из его детей записали как «Адониев». Именно так пишется эта фамилия по-болгарски. К тому же в кратком описании американских властей значится, что, помимо гражданства РФ, у членов семьи есть и вторые паспорта — у самого Адоньева израильский, а у его детей — болгарские. В качестве текущего места проживания у Адоньева записан Израиль, а у его детей — Лондон.
В санкционный список также включены транспортные средства, которые, по мнению Министерства финансов США, связаны с Адоньевым. Речь идет о его частном самолете Bombardier Global 6000 и двух яхтах класса «люкс» — Addiction и Anatta.
Фирма детей Адоньева в Люксембурге владеет виллой во Франции. В 2022 году сыновья Адоньева попали в поле зрения OCCRP во время работы над международным проектом LuxLeaks. Лука и Филипп Адоньевы упоминаются в статье о детях олигархов и политиков, являющихся бенефициарами компаний и недвижимости на территории Люксембурга: Boss Babies: The Children Who Own Hundreds of Luxembourg Corporations.
Как писал тогда OCCRP, французские власти не сумели раскрыть личности крайних бенефициаров люксембургской компании Felicity International S.A. В 2014 году на фоне расследования многомиллионной мошеннической схемы следователи направили на Британские Виргинские острова официальный запрос с просьбой предоставить информацию об акционерах — учредителях компании.
Оказалось, что Felicity зарегистрирована двумя оффшорными подставными компаниями, одна из которых базировалась на Британских Виргинских островах, а другая — в Панаме, но в 2011 году они были ликвидированы.
Только в 2019 году, когда Люксембург обязал компании указывать своих бенефициарных владельцев, Felicity объявила, что ее владельцами являются братья и их сестра с болгарским гражданством. На тот момент младшему из детей было всего 15 лет. OCCRP идентифицировал их как детей Сергея Адоньева.
Как писали ранее The Insider и Bivol, в 1998 году Адоньев был осужден в США за введение в заблуждение правительства Казахстана на 4 млн долларов путем ложных поставок кубинского сахара. В 1999 году Адоньев был депортирован из США в Россию, где ему удалось создать телекоммуникационную империю, получая инвестиции и поддержку от различных фигур, связанных с Кремлем и государственными компаниями.
В 2000 году газета Los Angeles Times сообщила, что ФБР также подозревает Адоньева в том, что он стоит за партией колумбийского кокаина весом 1,1 тонны, изъятой на российско-финской границе в 1993 году. Компания Felicity International была создана в том же году, когда Адоньев был депортирован, — еще до рождения двух из трех ее нынешних владельцев.
Согласно годовым отчетам, эта люксембургская фирма — и, соответственно, дети Адоньева — являются владельцами люксовой недвижимости во Франции: виллы «Виолетт» стоимостью 25 млн. евро — четырехэтажного особняка с видом на море на мысе Кап-д'Ай на Французской Ривьере. Felicity закупила недвижимость в 2006 году, когда троим детям Адоньева было примерно соответственно 9, 3 и 2 года. В 2015 году фирма также приобрела некую «компьютерную базу данных» за 450 733 евро, которая сегодня числится среди активов детей Адоньева.
При участии Николая Марченко, зам. гл. редактора Bivol (София, Болгария)