Высокие цены на энергоресурсы помогли России получить в 2022 году дополнительно примерно $227 млрд. Около трети этой суммы — $80 млрд — удалось сохранить, не возвращая в РФ, а разбив их по банковским счетам подконтрольных государственных структур за рубежом. Об этом сообщает агентство Bloomberg, называя эту сумму «заначкой» России.
«Заначка», по данным агентства, распределена между счетами подконтрольных государству компаний, частично вложена в недвижимость, а также в инвестиции и прочие активы за пределами РФ. Возможность накопления подобных резервов эксперты объясняют тем, что западные страны не сразу отреагировали на российскую агрессию против Украины. Основная часть накопленной «заначки» пришлась на экспортные доходы от энергоресурсов, потоки которых западные страны сократили только к концу 2022 года.
«Из-за задержки Европы с нацеливанием на энергетический сектор России Кремль сумел накопить один из самых больших профицитов счета текущих операций в своей истории. „Заначка“ помогла нивелировать заморозку международных резервов России, Кремль смог фактически возместить то, что потерял», — утверждает экономист британского Международного института стратегических исследований Мария Шагина.
При этом найти, где именно лежат эти средства и кто ими управляет, все еще не представляется возможным из-за слишком высокого уровня диверсификации активов. Агентство напоминает, что накоплению валютных активов за рубежом в том числе способствовали Центральный банк и Минфин, которые разрешили экспортерам не возвращать всю свою валютную выручку обратно в страну, укрепляя таким образом курс рубля. Наоборот, власти всячески приветствовали продажи валюты за рубежом, так как это хотя бы частично способствовало восстановлению импортных потоков в Россию, которые рухнули на фоне западных санкций.
Однако в ближайшее время поиском этих активов могут заняться союзники Украины, в частности, Германия и Канада, которые активно лоббируют использование замороженных резервов России и активов санкционных юридических и физических лиц для помощи Киеву. При этом даже российские эксперты признают, что эти средства могут использоваться в качестве «теневых резервов» и в нужный момент могут быть изъяты в пользу государства. Так, например, считает Александр Кнобель из Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ).
Бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а ныне профессор экономики парижского Института политических исследований (Sciences Po) Сергей Гуриев полагает, что Россия действительно таким образом пытается сформировать «теневые резервы», однако главный вопрос — хватит ли их для финансирования дефицита бюджета в текущем году.
После начала полномасштабной войны с Украиной западные страны заморозили около $300 млрд российских резервов, а также начали замораживать и арестовывать активы, принадлежащие россиянам и юридическим лицам из санкционных списков. «Теневые резервы» могут помочь России хотя бы частично преодолеть санкции, так как западные власти не смогут арестовать их полностью — им придется потратить время на их поиск и арест, что достаточно проблематично сделать при сложных структурах владения.