Миллионы баррелей нефти и нефтепродуктов российского происхождения перегружают с одних танкеров на другие у побережья Греции. Перевалка нефти в открытом море стала одним из главных способов законно обойти действующие санкции в отношении нефти и нефтепродуктов. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные морского траффика судов и танкеров.
Агентство отмечает, что с начала 2023 года в греческом заливе Лаконикос перевалили не менее 23 млн баррелей нефти и нефтепродуктов из России. Перевалка нефти помогает российским компаниям сокращать расходы на логистику: более мелкие суда загружают гигантские танкеры, которые впоследствии отправляются покупателям. Это позволяет сократить логистическое плечо в условиях ограниченного количества судов и их объемов и при этом не нарушать санкций, если нефть и нефтепродукты продаются по ценам в пределах установленного Западом потолка.
Греческие власти жалуются, что они не могут ничего сделать, так как перевалка нефти происходит не в их территориальных водах, а в международных. Однако ситуация уже привлекла внимание общеевропейских властей. Еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис заявил, что Еврокомиссия обратит внимание на подобные методы торговли и найдет решение для проблем, вызванных стремлением России смягчить последствия санкций против нее.
«Для того чтобы санкции были эффективными, одно дело, конечно, принимать решительные политические решения, а другое — следить за выполнением санкций, чтобы они эффективно применялись», — сказал он в развернутом ответе на вопрос о деятельности недалеко от Греции, хотя и не упомянул страну в своем ответе.
Опасения Греции связаны не только с обходом санкций, но и с экологией: Россия активно использует свой «теневой флот», основную часть которого составляют уже довольно старые суда, самое древнее из них — 1997 года выпуска. Техническое обслуживание и страховка подобных судов вызывает вопросы у греческих властей, так как любой инцидент в открытом море с нефтепродуктами может привести к экологической катастрофе.
В заливе, например, имеются особая охранная зона морских черепах и специальная территория для кормления морских птиц, которые могут пострадать в случае форс-мажоров. Средний возраст судов в «теневом флоте» — 18 лет. Для сравнения: средний возраст греческого флота, который использовался для поставок российской нефти, значительно моложе — 12 лет.
При этом с подобной проблемой ранее уже сталкивались испанские власти. Недалеко от территориальных вод в африканском анклаве Испании — Сеуте — корабли с российской нефтью точно также организовывали перевалку нефти в открытом море. Однако испанские власти вычислили компании, которые осуществляли транзит нефти, и потребовали от них прекратить эту практику, в итоге число подобных инцидентов снизилось в разы. Агентство отмечает, что европейские власти задумываются о введении единых правил в отношении подобной практики.