Казахстан ведет с «Газпромом» переговоры о газификации северных и восточных районов страны российским газом. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на министра энергетики Болата Акчулакова, обсуждается строительство магистрального газопровода по маршруту Барнаул — Рубцовск — Семей — Усть-Каменогорск, а оттуда еще две ветки: в Павлодар и в китайский Алашанькоу. Второй возможный вариант: Омск — Павлодар — Семей с ответвлением на Усть-Каменогорск и далее на Алашанькоу.
Как рассказал The Insider эксперт по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин, Казахстан нуждается в новом источнике газа, так как в стране растет внутреннее потребление и она уже не справляется с выполнением своих контрактов на поставки в Китай.
«Надо учесть наличие газопроводов, которые идут из Туркмении через Узбекистан, Казахстан — в Китай и дальше до тихоокеанского побережья. Это три ветки, и сейчас четвертая через Таджикистан будет строиться. У Узбекистана и Казахстана есть контракты на поставку газа по этим газопроводам. В основном туда идет газ из Туркмении, но Казахстан и Узбекистан не в состоянии выполнить свои контракты, и китайцы уже на это жалуются сильно. Это потому, что у этих двух стран внутренний спрос растет гораздо быстрее, чем добыча. Они не могут выполнить эти контракты, и “Газпром“ им предложил использовать старые советские трубы системы Средняя Азия — Центр, и, возможно, даже построить некоторую новую инфраструктуру, чтобы поставить туда российский газ, а они после этого смогут выполнить свои обязательства перед китайцами и удовлетворить внутренние потребности. То есть [“Газпром“ будет] продавать фактически не Китаю, а Узбекистану и Казахстану. Вот в чем схема.
Для “Газпрома“ какой интерес? Для них интерес в том, чтобы пристроить хотя бы часть газа, который он не продает в Европу. Он вышел из Европы, и ему теперь некуда девать этот газ. И второй интерес — это для российского президента надуть щеки и сказать, что у нас есть газовый союз трех стран, что не соответствует действительности, конечно, потому что это обычная коммерческая сделка.
Мощность газопровода из России в Казахстан, о котором сейчас рассуждают, это всего лишь 10 млрд кубометров в год. Это небольшой газопровод. С Узбекистаном вроде бы переговоры прошли, по старой системе труб газ начнут передавать, предположительно, уже в феврале, а с Казахстаном пока о завершении переговоров я ничего не слышал, и тем более ничего не слышал о начале строительства новой инфраструктуры».
В то же время, по словам Крутихина, серьезных препятствий для осуществления этих планов сегодня нет.
«Если это просто коммерческая сделка, то особо сдерживающих факторов я не вижу, потому что на газовые дела никакие бойкоты, санкции и эмбарго не распространяются, поэтому “Газпром“ с такими партнерами, как Казахстан и Узбекистан, с которыми у него давно уже существуют деловые связи, спокойно может договариваться о таких вещах. Единственная политическая проблема — это бред про газовый союз, который категорически отвергают и узбеки, и казахи, говоря, что не надо всё это политизировать. Вообще о союзе с такой токсичной страной, как Россия, никто сейчас даже заикаться не будет. Это единственная проблема, а с точки зрения помощи газом этим двум странам — это вполне нормально».
Согласно данным, которые приводит «Ъ», за 2022 год Казахстан произвел 27,8 млрд кубометров товарного газа, из них на экспорт ушло 4,6 млрд кубометров. В текущем году планируется произвести 28 млрд кубометров, а к 2029 году — довести производство до 30 млрд кубометров.