Структура «Ростеха» — концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — через цепочку компаний покупает на Западе компоненты для радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые используются, в частности, в оружии, применяемом в войне в Украине, выяснили «Важные истории». При этом КРЭТ с 2014 года находится под санкциями, что лишает его возможности легально закупать натовские комплектующие.
РЭБ служит для подавления систем связи, управления и разведки противника и для защиты войск от всего перечисленного. По оценке российского военного эксперта Павла Лузина, Россия ежегодно тратит на закупку систем РЭБ 30–40 млрд рублей.
Эксперты Королевского института оборонных исследований (RUSI) изучили 27 типов российского оружия, найденного на поле боя в Украине, и обнаружили 450 видов электронных компонентов иностранного производства, 317 были изготовлены американскими компаниями. «Важные истории» нашли в открытом доступе несколько примеров таких комплектующих, связанных с КРЭТ.
«Радиоприборснаб» и клон-полудочка
Цепочка компаний-посредников начинается с дочки концерна «Радиоприборснаб», расположенной в Мытищах. Это отдел закупок электронных компонентов для предприятий КРЭТа, так компания обозначена во всех документах. В 2021 году выручка «Радиоприборснаба» от продажи электронных компонентов предприятиям КРЭТа составила почти 10 млрд рублей. В 2022 году основными покупателями «Радиоприборснаба» были компании «Ростеха» — Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (под санкциями с 2019 года, там делают комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины», который защищает российские самолеты от систем ПВО), НИИ «Экран» (головной разработчик системы РЭБ «Витебск») и Рязанский приборный завод (авионика, радары и другое).
«Радиоприборснаб» не может напрямую получить доступ к рынку иностранных комплектующих, поскольку находится под санкциями. Поэтому в 2017 году в Мытищах по тому же адресу была зарегистрирована другая компания с таким же названием — «Радиоприборснаб». На 49,9% она принадлежит оригинальному «Радиоприборснабу», а на 49,9% — еще одной структуре КРЭТа. Директор второго «Радиоприборснаба» — юрист оригинального «Радиоприборснаба» Дарья Хоркина — владеет оставшимися 0,2%. «Важные истории» отмечают, что формально это выводит второй «Радиоприборснаб» из-под части санкций, поскольку ни у одной из структур КРЭТа уже нет там контрольного пакета. В 2022 году оригинальный «Радиоприборснаб» закупил у своей полудочки «Радиоприборснаб» комплектующих почти на 17 млрд рублей.
«Тесткомплект» и жена менеждера КРЭТа
Поскольку ряд электронных компонентов попадает под экспортный контроль, и американские регуляторы не позволили бы указать в качестве конечного покупателя компанию российского оборонного комплекса, поставщиками второго «Радиоприборснаба» выступают компании, формально не связанные с КРЭТом. Крупнейший такой поставщик — «Тесткомплект», в 2022 году он поставил «Радиоприборснабу» компонентов на 8,2 млрд рублей. Часть этих компонентов были импортными. «Радиоприборснаб» — не единственный клиент «Тесткомплекта», он снабжал и концерн «Океанприбор», который делает гидроакустику для военно-морского флота, и Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», строящий боевые корабли.
«Тесткомплект» в 2016 году учредила некая Гузэль Агзамова. «Важные истории» предполагают, что она жена одного из менеджеров КРЭТа — Спартака Антиковича Хайдарова. До 2021 года «Тесткомплект» был зарегистрирован по тому же адресу, что и главный «Радиоприборснаб». Сейчас он располагается в соседнем офисе с дочкой КРЭТа — компанией «Промтехносерт». Спартак Хайдаров — заместитель генерального директора «Промтехносерта».
Еще две компании поставляли «Радиоприборснабу» компоненты на почти 4 млрд рублей. Эти компании тоже носят одинаковые называния: ВМК. Одна ВМК — саратовская, другая — самарская. В реестре они записаны на разных людей, но у самарской ВМК одинаковый телефон с бывшей фирмой владельца саратовской ВМК Дмитрия Ребуса.
Турецкие и китайские поставщики
Российские фирмы, которые поставляют «Радиоприборснабу» комплектующие, получают их не от производителей. У компаний под названием ВМК два поставщика — турецкий и китайский. Китайская компания Tordan Industry Limited принадлежит директору и владельцу саратовской ВМК Дмитрию Ребусу. Турецкой Turkik Union And Dijital Teknoloji управляет Мустафа Джанкат Айтек. Компания на своем сайте заявляет, что производит и продает компьютеры и другую электронику, при этом в разделе «Товары» опубликованы случайные фото из интернета, а в качестве описания используются случайные тексты, например, цитата из «Страданий молодого Вертера» Гете. Владелец компании и его заместитель (родной брат) — племянники бывшего начальника разведки Главного управления безопасности Турции Атиллы Айтека. У «Тесткомплекта» множество китайских поставщиков, самый крупный из них — United Electronics Group Company Limited, принадлежащая человеку по имени Юрий Жуков.
«Важные истории» пишут, что упомянутые в расследовании люди отказались давать комментарии.