Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что позволит союзникам по НАТО отправить Украине немецкие танки Leopard только в том случае, если и Вашингтон предоставит ей американские танки Abrams. Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных немецких чиновников, Шольц давит на президента США Джо Байдена, требуя принять решение. Ранее несколько стран, включая Польшу, Финляндию и Данию, пообещали передать Киеву «Леопарды», если Берлин не будет возражать.
Координатор панъевропейских проектов по данным Рафаэль Лосс разъяснил позицию германских властей в беседе с The Insider.
Почему для Германии принципиально участие США?
Последние месяцы показали, что решения о том, какую военную помощь направить Украине, принимаются в аппарате канцлера. Политические факторы являются основной причиной отказа канцлера действовать без Соединенных Штатов: он, похоже, считает, что его партия и общественность будут против лидерства Германии в этом вопросе. По крайней мере в последнем он ошибается, как мне кажется.
Почему Германия требует отправки танков «Абрамс» перед «Леопардами»?
В качестве доказательства того, что Германия и США, по-видимому, идут в ногу, хотя по большинству показателей это не так. Объем военной помощи США Украине намного превышает помощь Германии. США также несут наибольшее бремя по сдерживанию и обеспечению безопасности в рамках альянса НАТО. Возможно, Олаф Шольц считает, что отношения между Берлином и Вашингтоном являются основой для поддержки Украины Западом, но я сомневаюсь, что Белый дом с этим согласится.
Какую версию «Леопардов» вероятнее всего предоставят?
Варианты 2A4 и 2A5 танка Leopard получили наиболее широкое распространение в Европе, но между этими двумя версиями есть некоторые технические различия. Варианты 2A5 и 2A6 более схожи, что позволило бы упростить обучение и техобслуживание, но вариант 2A6 используется лишь небольшим числом европейских стран. Дополнительной проблемой станет стандартизация пользовательских интерфейсов и т. п. для танков Leopard, полученных в дар от разных стран: различия между двумя единицами 2A4, полученными из двух разных стран, могут оказаться весьма значительными. С точки зрения логистики все это станет серьезнейшим вызовом, но решать вопрос все равно необходимо, и чем скорее сторонники Украины начнут это делать, тем скорее танки смогут оказать влияние на исход сражений.
Готова ли Германия стать координатором процесса передачи «Леопардов»?
Только не по собственной инициативе. Как показали последние дни — включая недавнее заявление Пентагона, — руководство США вынуждено тянуть Германию за собой в этом вопросе. Берлин оказался в центре этого обсуждения просто в силу того, что Германии необходимо одобрить реэкспорт танков Leopard 2 в Украину другими странами, и еще потому, что немецкая промышленность производит эти танки, а также боеприпасы и запчасти к ним.
Как вопрос о танках влияет на внутриполитическую борьбу в Германии? Или наоборот: как борьба влияет на этот вопрос?
На протяжении нескольких месяцев вопрос о том, отправлять или нет танки Leopard 2 немецкого производства в Украину, доминировал в дебатах о поддержке Украины Германией. Лидеры двух партий — «зеленых» и либеральной СвДП, являющихся партнерами партии Олафа Шольца по коалиции, — а также оппозиционные политики и некоторые члены СДПГ самого канцлера призывают к передаче танков. Когда Олаф Шольц теперь заявляет о ведущей роли Германии в обеспечении европейской безопасности, это выглядит все более необоснованно.
Почему Германия, даже в том случае, если не желает сама передавать танки, не хочет разрешить экспорт другим странам — Польше, Финляндии?
Кажется, что для канцлера Германии это было бы чересчур смелым шагом в отношениях с США в политическом плане. Но такое отношение, безусловно, помешало Европе занять более активную и стратегическую позицию в отношении поддержки Украины против российской агрессии и тем самым не позволило изменить баланс трансатлантических отношений в сторону истинного лидерского партнерства.
В интервью главы одного из производителей «Леопардов», компании Rheinmetall, говорится, что есть 22 танка Leopard 2 и 88 танков Leopard 1, но нет контракта на их подготовку к передаче Украине. Что мешает заключить такой контракт? В том же интервью глава Rheinmetall говорит, что потребуется целый год, чтобы подготовить и передать танки Украине, — так ли это?
Позднейшие сообщения говорят о том, что немецкая промышленность сможет поставить больше машин в несколько более короткие сроки, и я думаю, что есть основания этому верить. Никто не ожидает, что промышленность ни с того ни с сего выпустит сотни танков. Именно поэтому инициативное лидерство и координация с союзниками и индустрией так важны для обеспечения Украины начальным потенциалом Leopard 2. По-моему, 80–100 машин являются реалистичной целью для первого транша, а затем нужно использовать промышленные запасы для замены переданных машин и для наращивания производства новых корпусов. Именно это отличает Leopard 2 от всех других европейских танков: функционирующая производственная линия, которая может служить основой для восстановления мощностей. Ведь очевидно, что спрос на новые танки будет расти как среди европейских союзников по НАТО, так и в Украине.