Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.01
  • EUR98.72
  • OIL89.33
Поддержите нас English
  • 4576
Новости

Пять тысяч касок для Украины и неудачное новогоднее поздравление. Эксперты о причинах возможной отставки министра обороны Германии

Немецкое издание Bild сообщило со ссылкой на несколько источников, что министр обороны Германии Кристина Ламбрехт уходит в отставку. С начала войны ее критиковали за недостаточную поддержку Киева (в начале войны она объявила, что Германия может поставить Украине пять тысяч касок), отсутствие реформ в армии, а в конце прошлого года она выпустила крайне неудачное видеопоздравление. «Посреди Европы бушует война. И за это время я получила много новых впечатлений и много-много встреч с интересными, замечательными людьми», — заявила глава Минобороны в новогоднюю ночь. В интервью The Insider берлинский политолог, член Социал-демократической партии Германии Алекс Юсупов рассказал о причинах возможной отставки Ламбрехт и о ее вероятных преемниках:

Ламбрехт — профессиональный политик, до назначения на пост главы Минобороны она была министром юстиции. В немецком федеральном правительстве нормально для политиков высшего уровня менять портфели, не являясь профильными специалистами. У нее нет опыта по работе с вопросами обороны и это нормально, но надо учитывать, что она заняла пост в мирное время. А сейчас, когда в Германии идут революционные процессы изменения в сознании, в политической культуре, в вопросах обороны и поддержки Украины, такая персоналия мирного времени стала неадекватной. В мирное время никто не обратил бы на нее внимание. В военное же время стало понятно, что кабинет, находящийся у власти (это можно сказать о всех министрах команды Олафа Шольца и трех правящих партий), — это политики, которые выиграли выборы на мирных темах и пришли, чтобы заниматься внутренними вопросами. Причина не в новогодней речи, а в том, что для союзников по ЕС и НАТО, а также для общественности недостаточно такого министра как Ламбрехт, она не вписывается в серьезные темы обороны, реформы бундесвера и планы по приведению его в чувство, потому что он находится в плохой форме.
Что касается возможных преемников Ламбрехт, есть три варианта. Внутри коалиционных правительств министерства обычно остаются за той партией, которая достигла договоренности, и надо рассматривать политиков из рядов социал-демократов. Самым очевидным кандидатом мог бы стать сопредседатель партии Ларс Клингбайль, в партийной логике он вообще первый политик всей партии. Он молодой, но у него есть определенный бэкграунд, у него есть опыт работы в избирательном округе, где много солдат – в Мюнстере, где одна из главных баз бундесвера. Он из солдатской семьи и у него совершенно очевидная министерская амбиция, но он не станет преемником, скорее всего, потому что это вызовет сложные, если не разрушительные процессы во внутрипартийных отношениях. Потому что, становясь министром, он становится подотчетным канцлеру, который сейчас по сути является представителем партии в правительстве. С одной стороны он бы стал выше Олафа Шольца по партийной логике, а по министерской логике он член его команды, приглашенный на работу. Это неразрешимое противоречие, и поэтому преемником он не будет.
Кроме того, надо понимать, что кроме партийного квотирования, когда министерство остается за конкретной партией, есть еще региональное квотирование. Особенно у социал-демократов важно при составлении министерской команды обращать внимание на то, чтобы разные части Германии были представлены адекватно.
Германия – это федерация, у нее сильные региональные корни, в том числе внутри партии, поэтому количество людей из определенной земли не может превышать некий порог. Клингбайль из земли Нижняя Саксония еще и по этому принципу туда не проходит, потому что он мужчина, а сейчас на этом посту женщина, и Олаф Шольц обещал сохранять гендерный баланс в кабинете, плюс уже есть очень популярный министр труда Хубертус Хайль.
Поэтому скорее речь может идти о двух вероятных преемницах – это либо Симтье Мёллер, либо Ева Хёгль. Симтье Мёллер сейчас является статс-секретарем в Министерстве обороны, в немецком табеле о рангах это депутат Бундестага, который приходит в политическое руководство министерства. То есть, она вице-министр по партийной линии, но при этом она 100% времени занимается работой внутри Министерства обороны. В отличие от Кристины Ламбрехт у нее есть профиль – она занималась расследованием потенциально коррупционных практик предыдущих правительств, когда Урсула Фон Дер Ляйен, которая сейчас президент Еврокомиссии, была министром обороны.
Мёллер родом из города Эмден, и ее избирательный округ включает такие города как Вильгельмсхафен, который является важнейшей базой флота, и где построили новый терминал по разгрузке сжиженного газа, как альтернативу Nord Stream. К ее работе и квалификации нет вопросов. Кроме того, она – одна из лидеров неформального объединения правых социал-демократов внутри партии. Социал-демократическая партия большая и там есть и левые, и правые, и центристские течения. Олаф Шольц и большинство команды сейчас – это представители правого крыла, т.е. социал-демократов, которые дальше от социалистических идей и ближе к идеям «буржуазным», которым проще быть партией большинства. Она – один из сильных представителей этого соединения правых социал-демократов, у которых нет страха в работе с темами бундесвера, потому что для леваков все военные темы чужие из-за их пацифистского бэкграунда.
Ева Хёгль – берлинский политик старшего поколения. В отличие от Мёллер у нее не было понятного бэкграунда по оборонным вопросам. Она скорее политик сложным внутренним делам. Она занималась расследованиями деятельности полиции и правоохранительных органов, которым не удалось в свое время раскрыть национал-социалистическое подполье, эту террористическую организацию правого толка. У нее есть такой трек-рекорд силовика, но по полицейской линии, а не по военной. Это делает ее привлекательным кандидатом, потому что на данный момент она занимает пост уполномоченного по вопросам бундесвера. Это уникальный немецкий институт, где есть отдельный офис со своим аппаратом и бюджетом, независимый и выведенный из Бундестага и министерства, c конкретным человеком, который занимается обычной деятельностью омбудсмена.
C другой стороны Хёгль — главный адвокат любого члена бундесвера, и не важно новобранец она или генерал. Она является тем человеком, к которому они могут обратиться, если видят коррупцию, перебои со снабжением, сложные административные вещи, скандальные условия в казармах или еще что-то. У нее есть доступ ко всем этим объектам, к ней можно обратиться анонимно. Это наследие нацистского авторитарного прошлого Германии, потому что верховной инстанцией является парламент, а не канцлер. Именно Бундестаг должен принимать решения о том, чтобы бундесвер отправлялся на какую-то миссию за пределами Германии, будь то Афганистан или Косово. Министр обороны не может решать ничего единолично. Одним из признаков парламентского верховенства в вопросах обороны является Институт парламентского уполномоченного, которым Хёгль занимается, и поэтому у нее высокая репутация в бундесвере. Так что она тоже хороший кандидат, который продолжает традицию предыдущих министров. Она не является членом этого консервативного течения социал-демократов, она в чем-то даже центрист. В начале политической карьеры она была активным членом Молодых социалистов. Хёгль из другого течения, и это может сыграть роль в принятии решения относительно того, кто станет следующим министром.

Андреас Умланд, аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований, тоже склоняется к тому, что возможной преемницей Ламбрехт станет Ева Хёгль. В разговоре с The Insider он отметил, что для Германии последние пару десятилетий пост министра обороны всегда был «неблагодарным» и подобные отставки были и раньше. По мнению Умланда, дело тут не в личности Ламбрехт и качестве ее работы:


Министры на этом посту все сталкивались с недостатком финансирования, у армии были большие запросы, плюс была структурная проблема, потому что немецкое государство и оборонный сектор очень забюрократизированы, поэтому проводить реформы армии бундесвера непросто. Такие позорные отставки были и раньше. Сегодняшняя президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен когда-то была на этом посту и к ней тогда тоже плохо относились, а сейчас ее имидж намного лучше. Это связано не с самими этими людьми, сколько со сложностью этого министерства.
Тут накладывается то, что вызовы сейчас другие, хотя надо сказать, что бундесвер напрямую не вовлечен. Ответственность министерства выросла – решаются вопросы поставки оружия для Украины, но даже это на более высоком уровне, т.е. канцлер принимает эти решения. Кроме того, помимо этой структурной проблемы министерства, Ламбрехт неудачно коммуницировала свою деятельность. Может быть она и не была такой плохой заведующей этого министерства, просто была куча неудачных публичных выступлений. На Новый Год она сделала позорное заявление, как и в начале войны, когда она объявила, что Германия может поставить Украине пять тысяч касок. Череда вот таких неудачных заявлений, и у многих сложилось впечатление, что она просто не подходит для этого. Запросы к министру обороны в эти времена очень высокие.
Сейчас циркулирует имя женщины из социал-демократической партии, которая занималась вопросами обороны в Бундестаге, – Ева Хёгль. Я думаю, что много времени это не займет. Почти что одновременно с отставкой будет назначение нового министра.


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari