В московский Арбитражный суд поступило два иска к Государственному космическому научно-производственному центру им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ). Истец — Минобороны РФ. Как отмечает «Коммерсантъ», именно завод имени Хруничева производит ракеты-носители «Протон» и «Ангара».
В карточке дела нет информации о требованиях и претензиях военных, однако сказано, что сумма одного иска составляет 636,2 млн рублей, второго — 390 млн рублей. Иски поступили в суд 2 декабря, к рассмотрению пока не приняты.
ГКНПЦ, согласно заключенному ранее контракту с военными, должен поставить им в 2022–2024 годах четыре ракеты «Ангара-А5». Также «Коммерсантъ» напоминает, что Россия до 2025 года будет эксплуатировать ракеты-носители «Протон-М».
С «Протон-М» связаны крупный скандал и разбирательства в отношении ГКНПЦ и его партнера ОАО «РКК „Энергия“». В 2010 году произошла авария «Протон-М», уничтожившая три спутника ГЛОНАСС-М, которые ракета должна была вывести на орбиту. Дело было возбуждено Следственным комитетом в отношении сотрудников ОАО «РКК „Энергия“», которое осуществляло запуск ракеты, произведенной на заводе имени Хруничева.
Четверым инженерам вменяли в вину совершение преступления по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Обвинение утверждало, что инженеры знали о применении нового разгонного блока, однако не внесли в документацию изменения формулы, рассчитывающей уровень заправки окислителя для этого типа разгонного блока. В результате необходимая масса жидкого кислорода была превышена на 1582 кг, что не позволило ракете вынести на орбиту три спутника, которые утонули в Тихом океане близ Гавайских островов. Ущерб от аварии оценили в 4,3 млрд рублей.
Однако уголовные дела возбудили не сразу. Первой реакцией чиновников были сообщения о том, что ничего страшного не произошло. В Минобороне РФ заявили, что инцидент существенно не повлияет на работу российской космической навигационной системы, так как у России есть еще 26 спутников. На тот момент глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов дал интервью, в котором сообщил, что произошедшее «никак не катастрофа». За этим последовала критика со стороны Кремля, выговор Перминову и увольнение его заместителя. Сам глава «Роскосмоса» на посту остался — его не стали увольнять за полгода до достижения предельного возраста.
В 2015 году Минобороны взыскало с ГКНПЦ 1,8 млрд рублей — после еще одной аварии «Протон-М» в 2013 году. Истец требовал выплатить ему убытки в размере стоимости ракеты-носителя, головного обтекателя и прочего оборудования, утраченного в результате аварии.