Появившиеся в сети видеозаписи с захваченными в плен и расстрелянными российскими военнослужащими в Макеевке Луганской области являются подлинными, местоположение съемок подтвердила газета The New York Times (NYT), сравнив видео со спутниковыми снимками Maxar Technologies, а также кадрами с беспилотников.
Расстрел произошел, когда ВСУ отбили село Макеевка в Луганской области. NYT пишет, что положение двора, дома, сараев и заборов в опубликованных в сети видео совпадает с их положением на спутниковых снимках.
Видео с военнослужащими было снято неназванным украинским солдатом, также в сети публиковались кадры с беспилотника, предположительно, снятые украинскими войсками. Издание подтвердило, что оба видео были сняты в одном дворе.
Медицинский советник организации «Врачи за права человека», доктор Рохини Хаар заявила, что большинство из военнослужащих, судя по видео, были убиты выстрелами в голову:
«Есть лужи крови. Это указывает на то, что их просто оставили там мертвыми. Похоже, не было никаких усилий, чтобы подобрать их или помочь им».
По ее словам, когда солдаты сдались и лежали, вероятно, без оружия, с вытянутыми руками или поднятыми за головой, то уже считались «выведенными из строя» — фактически военнопленными.
Эксперт по уголовному преследованию военных преступлений в Утрехтском университете Ива Вукусич в свою очередь заявила, что трудно определить, было ли совершено военное преступление, основываясь только на видеодоказательствах. Решающим фактором является время, когда русские были расстреляны, — сразу после того, как один из российских военнослужащих открыл огонь, или уже после этого, как непосредственная угроза была нейтрализована. В последнем случае это с большей вероятностью военное преступление, заверила Вукусич. Также она утверждает, что, если россиян расстреляли в запале, это не является явным преступлением.
«Если этих военнопленных еще не обыскивали, то украинцы не знают, вооружены ли они, даже если они лежат на земле».
Действия российского военнослужащего, по словам Вукусич, также имеют решающее значение и могут быть сочтены симуляцией капитуляции или небоевого статуса в качестве уловки против украинцев. Это может расцениваться как военное преступление в соответствии с Женевскими конвенциями, пояснила эксперт.
18 ноября пророссийские Telegram-каналы публиковали видео, в котором украинские военные, предположительно, берут в плен солдат в российской форме. Также было опубликовано другое видео, снятое с того же места, где на земле лежат трупы плененных солдат. Минобороны России на основе записей обвинило ВСУ в военных преступлениях. Ведомство назвало это «массовой кровавой расправой украинских военнослужащих над безоружными российскими военнопленными». Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве и жестоком обращении с российскими военнопленными на территории «ЛНР».