Россияне могут столкнуться с дефицитом алкоголя в преддверии Нового года из-за массового исхода иностранных производителей алкоголя и сложностей с логистикой, вызванных санкционными ограничениями. Заменить иностранные бренды пытаются отечественные производители, однако по широте ассортимента им это точно не удастся сделать в столь короткий срок, а цены на «российские аналоги» в связи с падением конкуренции будут значительно выше. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на данные Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Запасы иностранного алкоголя в России подходят к концу, а новых поставок знаменитых брендов в ближайшее время не ожидается, отмечают в АКОРТ. Речь идет о виски брендов Aberfeldy, Dewars, Jack Daniels и Grants, заканчивается ром Bacardi и ликеры от Baileys и Sheridan. Стремительно сокращаются запасы европейских брендов коньяка и текилы, причем достойной альтернативы товарным позициям в России нет — российских аналогов просто недостаточно.
«Мы видим серьезное сокращение ассортимента импортного алкоголя: представленность виски на полках снизилась на 50%, шампанского — на 95%, импортного пива — на 40%, остальных категорий — на 35%. Сейчас сети практически распродают складские остатки, и в ближайшие два месяца мы можем столкнуться с дефицитом популярной продукции», — заявил изданию председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Еще весной с российского рынка ушли американская Brown-Forman (Jack Daniel’s и Finlandia), британская Diageo (Johnnie Walker, Bell's, White Horse, Smirnoff, Sheridan's, Captain Morgan, Guinness, Gordon's), проблемы начались у Bacardi (Martini и Chinzano), которая с российского рынка не уходила, а наоборот, намерена восстановить поставки в страну. В АКОРТ предупреждают, что падение алкогольного ассортимента может подкосить розничные сети, чья выручка значительно зависит от алкогольных продаж. Более того, есть реальный риск роста контрафактного и некачественного алкоголя на прилавках.
«Какая-то часть спроса может сместиться в другие категории, но есть серьезный риск, что потребитель будет пытаться искать алкоголь в теневых каналах продаж, не найдя привычный напиток на полке магазина», — уверен Караваев.
Росалкогольрегулирование (РАР) утверждает, что дефицита алкоголя в преддверии Нового года не будет. Ведомство уверено, что российские производители смогут предложить россиянам достаточное количество алкоголя и удовлетворить спрос. В пользу этой позиции говорит и рост производства алкоголя российскими компаниями — с начала года оно увеличилось на 12,3%. Однако бизнес все еще сомневается в успех отечественной алкогольной промышленности и просил Минпромторг распространить параллельный импорт на зарубежный алкоголь.
На текущий момент идея зависла в Минфине, который продолжает оценивать риски. Эксперты же говорят, что разрешение параллельного импорта алкогольной продукции иностранных брендов создаст риски заполнения российского рынка контрафактной продукцией, а также спиртным низкого качества или откровенными подделками, которые будут нести реальную угрозу жизни россиян.