Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Россия — федеративное государство, в котором регионы «могут быть инициаторами любых начинаний», и выступил за проведение «самомобилизации» в каждом отдельном регионе.
«Я считаю, что каждый руководитель региона вполне в состоянии подготовить, обучить и укомплектовать хотя бы одну тысячу добровольцев. Для отдельно взятого субъекта это не такое уж большое количество, я бы даже сказал, что это — минимум, который субъекты должны выполнить для начала», — заявил Кадыров.
По его словам, главам регионов «не нужно ждать объявления Кремлем военного положения», когда вопрос можно «закрыть в самый короткий срок, и все это без объявления мобилизации».
Политолог Аббас Галлямов в разговоре с The Insider так прокомментировал это заявление:
«Кадыров считает, что ему нельзя молчать. Ему кажется, что после неудач на фронте его молчание может быть воспринято недругами как подтверждение того, что глава Чечни окончательно ослабел и это подтолкнет их к активизации. Вот он и демонстрирует, что по-прежнему активен».
Ранее The Insider уже обращал внимание, что, мобилизуя силы для войны в Украине, Кремль сделал ставку на формирование подразделений в бедных регионах. Учитывая, что за войной последовал экономический кризис, социальное напряжение становится по-настоящему взрывоопасным: если раньше регионы чувствовали себя бессильными, то теперь у них есть свои маленькие армии.
13 сентября глава КПРФ Геннадий Зюганов, выступая в Госдуме, назвал «спецоперацию в Украине» войной и призвал к «полной мобилизации»:
«Чем специальная военная операция отличится от войны? Военную операцию вы можете прекратить в любой момент. Войну вы прекратить не можете, она заканчивается либо победой, либо поражением. Я вас подвожу к мысли, что идет война и проиграть ее мы не имеем права. Сейчас — не паниковать. Нужна полная мобилизация страны, нужны совсем другие законы».
Позже пресс-секретарь партии Александр Ющенко заявил, что Зюганов говорил о мобилизации экономики и политической системы, а не населения.