Развязанная Россией война в Украине спровоцировала уход множества западных компаний из Беларуси как соучастницы вторжения. В частности, пострадал рекламный рынок: иностранные компании прекращают закупку рекламы на белорусских государственных телеканалах.
Одной из последних западных компаний, которая продолжала покупать рекламу на государственном ТВ в Беларуси, была французская Danone, но и ее продукция исчезла с провластных каналов. Об этом 13 мая сообщила правозащитная организация Libereco.
По данным белорусского проекта Motolko help, ранее показ рекламы на государственном ТВ остановили такие иностранные компании, как Jysk, Mentholatum, Sandоz, Henkel и другие.
Потери пропагандистским СМИ будут компенсировать в том числе частные рекламодатели, которые с 1 мая должны отчислять в бюджет 10–20% дохода от размещения наружной рекламы. Налог на рекламу приняли «для поддержки государственных СМИ».
По словам первого замминистра информации Беларуси Андрея Кунцевича, государственные субсидии на СМИ выделяются, однако этого недостаточно.
«На сегодня реклама существенно просела, ряд компаний ввиду происходящих событий отозвали свои рекламные бюджеты, например, которые планировались на Российскую Федерацию. Понятно, что Беларусь была „прицепом“. Это достаточно существенные потери рекламных доходов. Отсюда государство, понимая, что нужны какие-то формы поддержки системы государственных СМИ, вышло на такого рода решение, — добавил представитель Мининформа. — В сегодняшних условиях мы вынуждены принимать такого рода решение».
Также сотни других иностранных компаний полностью или частично прекратили работу в Беларуси. Почти все основные маркетплейсы не принимают заказы из Беларуси (Wildberries, OZON, AliExpress), прекратили обслуживать белорусских клиентов сервисы денежных переводов (Wise, Paysera, Revolut, Western Union), Payoneer перестал проводить переводы на счета белорусских банков под санкциями, Visa и Mastercard ограничивают некоторые операции по карточкам белорусских банков.