Отбывающий срок в колонии Коми уроженец Дагестана Хирамагомед Магомедов объявил голодовку из-за нарушения прав. Магомедова ранее приговорили к девяти годам колонии строгого режима, обвинив в терроризме и экстремизме в рамках расследования дела исламского движения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Правозащитники «Мемориала» признали Магомедова политзаключенным.
В колонии Магомедову не дают еду, одежду и не переводят его в лагерь из единого помещения камерного типа (ЕПКТ), где содержатся нарушители распорядка, рассказала «7x7» сестра осужденного Патимат Магомедова. Адвокатов у Хирамагомеда нет.
«В «ешке» [ЕПКТ] нет связи. Адвокаты мне сказали, что не смогут помочь моему брату, потому что у него такие [тяжелые] статьи», — рассказала Патимат Магомедова.
По ее словам, Магомедов находится в ЕПКТ с июля 2021 года и его оттуда «просто не вытаскивают». Женщина добавила, что ее брата «уже дважды» пытались перевести в ИК-25 в Сыктывкаре, но снова возвращали в помещение. Она уверена, что его намеренно не переводят в колонию.
Патимат Магомедова обратилась за помощью в «Мемориал» и намерена подать заявления в прокуратуру и другие ведомства.
Родственники заключенного связывают выдвинутое против Магомедова обвинение в терроризме с его общественной деятельностью. Магомедов, имеющий неоконченное высшее экономическое образование, был одним из руководителей общественной организации «Союз справедливых». Он участвовал в акциях против коррупции в Дагестане и пытался организовать митинг против расизма в Москве.
По версии следствия, Магомедов с 2008 года являлся участником структурного подразделения «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» (ХТ). Во время религиозного собрания 19 июля 2013 года он в беседе вовлекал внедренного в ХТ сотрудника МВД Нуралиева В. Р. в совершение преступления, квалифицируемого по ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти).
23 мая 2015 года Магомедов был доставлен для составления административного протокола в отдел полиции по Ленинскому району Махачкалы, где при личном досмотре у него в кармане обнаружили боевой пистолет с тремя патронами. Сам Магомедов утверждал, что оружие ему подбросили.
По словам Магомедова, при задержании его заковали в наручники и посадили в автомобиль. Там на голову задержанного надели пакет, а в руки вложили предмет, который потом заткнули за пояс. В отделе полиции выяснилось, что этим предметом был пистолет.
Магомедов также говорил, что был избит при задержании, а медицинская помощь ему не оказывалась.
Обвиняемому инкриминировали ч. 2 ст. 282.2 (участие в деятельности запрещенной экстремистской организации), ч. 2 ст. 205.5 (участие в деятельности террористической организации), ч. 1 ст. 205.1 (вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ); ч. 1 ст. 30, ст. 278 (приготовление к насильственному захвату власти), ч. 1 ст. 222 (незаконный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов») УК РФ. 3 июля 2017 года Магомедов был приговорен к 9 годам колонии строгого режима.
Магомедова отправили отбывать срок в Мурманскую область, а в ноябре 2020 года его перевели в колонию в республике Коми.
Правозащитный центр «Мемориал» считает Магомедова политзаключенным, так как его уголовное преследование осуществляется по обвинению в правонарушении, событие которого отсутствовало. Также нарушено право Магомедова на справедливое судебное разбирательство.
ХТ была запрещена Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года как «террористическая организация». Однако ни в решении суда, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности ХТ к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, подчеркивают правозащитники.
По их данным, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, где соответствующее решение суда датировано 2016 годом.
В западных странах деятельность ХТ не ограничивается. Только в Германии существует административный запрет на работу структур ХТ, но он связан с антиизраильскими публикациями и высказываниями.
В решении Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года деятельности ХТ посвящены три абзаца. В них говорится лишь о том, что ХТ в качестве цели своей работы декларирует создание всемирного исламского халифата и ведет «массированную исламистскую пропаганду». Однако эти формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, подчеркивают правозащитники.