Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL79.93
Поддержите нас English
  • 18294
Новости

«Для меня не существует никаких законов. Я пойду на все». Кадыров выдвинул ультиматум критикующим его ингушам — видео

Глава Чечни Рамзан Кадыров поставил ультиматум жителям Ингушетии, которые обвиняют его в отчуждении земель республики, передает ЧГТРК «Грозный». Это произошло после того как экс-глава республиканского управления по делам религий Ингушетии Яхья Хадзиев принес извинения тейпу за объятия с Кадыровым.

Хадзиев обнял Кадырова на свадьбе потомка проповедника Кунта-хаджи Кишиева в Грозном. Это вызвало недовольство в Ингушетии, где были массовые протесты из-за передачи части земель Чечне.

«Большая просьба к ингушскому народу. Если я ваш враг, определите степень вины и наказание. Скажите, что вы хотите сделать: избить, изгнать, убить. Обоснуйте по законам Российского государства или шариата, в чем я виноват, и обратитесь к моему роду, старейшинам и официально предъявите наказание, соблюдая все наши традиции», — заявил Кадыров.

При этом на предъявление обвинений глава республики дал ингушам трое суток, заявив, что, если этого не произойдет, он «сполна» спросит с тех, кто пытается его очернить в глазах народа. Отсчет начался 12 января в 17:30.

«Я не хочу запятнать историю, но так дешево это не оставлю! Буду ждать три дня, пока вы не предъявите обоснованные обвинения», — добавил он.

Ранее Кадыров угрожал забрать «оставшиеся села» у Ингушетии, если не прекратятся заявления о незаконном разделении территорий.

«Обращаюсь сейчас к тем провокаторам. Я у вас забрал земли, потому что не считаю вас за людей и мужчин. И другие села оставшиеся заберу, потому что вы не успокоитесь, пока я это не сделаю», — заявил он, впрочем, неоднократно критически высказываясь в адрес ингушей из-за разногласий, касающихся территориальной принадлежности пограничных земель.

Еще в 1993 году глава Ингушетии Руслан Аушев и первый президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев заключили соглашение, по которому Сунженский район, за исключением населенных пунктов Серноводск и Ассиновская, отошел к Ингушетии. Однако окончательного установления границы между Чечней и Ингушетий не произошло, поэтому в 2012 году Кадыров попросил об установлении административной границы между двумя республиками. Вернулись к этому вопросу только спустя 6 лет назад.

Экс-глава Ингушетии Руслан Аушев и первый президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев
Экс-глава Ингушетии Руслан Аушев и первый президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев

26 сентября 2018 года Рамзан Кадыров и тогдашний руководитель Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заключили соглашение об установлении границы между двумя республиками, которая не была закреплена официально. Согласно этому документу, Чечня присоединила к себе часть Сунженского района Ингушетии в обмен на горные и лесистые территории в Надтеречном районе республики.

Соглашение готовилось в тайне от жителей Ингушетии. Еще в августе 2018 года чеченские дорожные службы при поддержке силовиков начали строительные работы на территории Ингушетии в районе реки Фортанга. Они провели вырубку ценных пород деревьев и изменили ландшафт в природном заповеднике «Эрзи». Чеченские силовики также попытались установить пост ДПС в районе селения Аршты Сунженского района Ингушетии.

Экс-глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров
Экс-глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров

Договор о границе вызвал недовольство в ингушском обществе. В столице республики Магасе начались протесты. В начале октября Конституционный суд Ингушетии постановил, что законопроект о границе не подлежит рассмотрению республиканским парламентом, так как такие вопросы решаются в соответствии с федеральными законами и с учетом мнения населения соответствующей территории.

Несмотря на протесты и постановление суда 4 октября ингушские депутаты приняли законопроект сразу в трех чтениях. Согласно заявлению властей, из 25 присутствовавших депутатов законопроект поддержали 17 человек, трое были против, а остальные воздержались. Однако сразу после заседания часть депутатов вышли к митингующим и объявили, что 15 из 24 депутатов парламента Ингушетии проголосовали против ратификации соглашения, но Счетная комиссия сфальсифицировала результаты голосования.

В последующие дни в протестных акциях в Магасе участвовали уже не тысячи, а десятки тысяч человек. 25 октября Кадыров вызвал в шариатский суд старейшину ингушского рода Барахоевых, который активно протестовал против передачи спорной земли. Но Ахмед Барахоев отказался ехать в Грозный. Ему стали поступать угрозы, а в окружении Барахоева происходящее назвали «объявлением войны».

26 октября автоколонна из Чечни отправилась к одному из родственников Барахоевых, бывшему министру внутренних дел Ингушетии Ахмеду Погорову. В дом к нему пришли Рамзан Кадыров, глава парламента Чечни Магомед Даудов, депутат Госдумы Адам Делимханов, командир чеченского СОБРа Абузайд Висмурадов и муфтий Чечни Салах Межиев. Встреча носила примирительный характер, но после нее протесты продолжились.

30 октября Конституционный суд республики постановил, что вступившее в силу 16 октября соглашение о границе не соответствует Конституции Ингушетии и не порождает правовых последствий без его утверждения на референдуме.

6 декабря 2018 года Конституционный суд РФ постановил, что соглашение о границе двух республик не противоречит Основному закону. Массовые акции начали возобновляться. Силовики жестко разгоняли протестующих.

В дальнейшем на участников протестов были заведены десятки уголовных дел. Им вменили в вину организацию насилия в отношении силовиков (ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК), создание экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.1 УК), участие в ней (ч. 2 ст. 282.1 УК), неисполнение обязанности об уведомлении о наличии второго гражданства (ст. 330.2 УК), руководство некоммерческой организацией, побуждающей граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ч. 2 ст. 239 УК), участие в такой организации (ч. 3 ст. 239 УК).

В числе осужденных — председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев, глава ингушского отделения «Российского красного креста» Муса Мальсагов, а также активист и журналист Исмаил Нальгиев, глава Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудин Хаутиев, член Ингушского комитета народного единства Зарифа Саутиева, а также активист Барах Чемурзиев.

Первые из трех обвиняемых получили по девять лет колонии, остальные, кроме Зарифы Саутиевой — по восемь. Саутиева — 7,5 года колонии. Именно столько для них всех запрашивало обвинение.

Уже ликвидированный правозащитный центр «Мемориал» признал осужденных ингушей политзаключенными.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari