Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 5369
Новости

«Протестующие восприняли снижение цены на газ в одной области как личное оскорбление». Как за три дня массовые протесты охватили Казахстан

Протесты в Казахстане начались 2 января после резкого скачка цен на сжиженный газ. Люди вышли на митинг в нефтяном городке Жанаозен, волна недовольства мгновенно распространилась на другие города: Алматы, Актобе, Караганды, Нур-Султан, Шымкент, Кокшетау и Уральск. Сначала требование было одно - снизить цены на газ. Местные власти проигнорировали его и тогда протестующие начали призывать к отставке правительства. В одном из городов они перекрыли улицы и поймали пьяного градоначальника за рулем. Когда было принято решение снизить цену на газ в Мангистауской области, протесты зашли так далеко, что это не успокоило, а лишь разозлило людей. О том, как митинги, начавшиеся в двух небольших казахских городах, за три дня охватили всю страну, The Insider рассказали казахский аналитик, политолог Аман Мамбетали и редактор интернет-журнала «Власть.kz» Дмитрий Мазоренко.



Аман Мамбетали, аналитик, политолог

На западе страны много нефтяных газовых месторождений и большая часть автомобилей ездит на газе. В регионе, где добывается этот газ, цена за последний год выросла вдвое: с 60 до 120 тенге. После этого ровно трое суток назад впервые в городе Жанаозен, занимающемся добычей газа, люди вышли на площадь с требованием опустить цены. Сначала это было небольшое число людей, но постепенно их становилось все больше. Это в первую очередь были автовладельцы и рабочие, которые их поддержали. К сожалению, местные власти ничего с этим не сделали. В результате жители выполнили свое обещание, которое дали тем утром, собрали машины и перекрыли улицы города. Их тут же поддержали практически все активные жители города. Через социальные сети это все распространилось со скоростью света и получило большой отклик у населения.

В тот же день протестующих поддержал Актау, город с населением более 300 тысяч человек. Там уже большая толпа людей вышла к акимату (мэрии) с тем же требованием снизить цены на газ. Представители акимата вышли к людям и выступили очень непрофессионально, что еще больше разозлило людей. Они начали выходить в эфир с уже более четкими требованиями, призывали к ответу министерства и ведомства, требовали более высоких персон для того, чтобы они вышли и пообщались с народом. Так как стало понятно, что конфликт уже не будет улажен, люди решили оставаться на площадях, ставить палатки, приносить еду, теплую одежду. Их начали поддерживать ассоциации и местные профсоюзы.

К концу второго дня работники уже четырех нефтеперерабатывающих компаний в полном составе покинули рабочие места и направились к митингующим. К ним присоединились жители маленьких городов Шетпе, Бейнеу и многих других.

Протестующие начали перекрывать улицы. В ходе одного из таких перекрытий в Форте-Шевченко они поймали акима (мэра города) в нетрезвом состоянии за рулем и вызвали полицию. Все это было в прямом эфире. Тут же их поддержали жители Атырауской области. Потом волна пошла уже по всем городам запада, перешло на юг – в Алматы, Туркестан и на север – в Астану и Караганду, а протестующих становилось все больше.

Люди начали координироваться. Был прецедент, когда в Атырау силовики взяли в кольцо протестующих, а протестующие в других городах ультимативно попросили их освободить. Пока власть вела себя адекватно, митингующие тоже старались избегать всевозможных провокаций. Например, стрельбы пока не было зафиксировано. Были небольшие стычки, но полицейские держали себя в руках, все были нацелены на мирный протест.

Ко второму дню стало ясно, что конфликт не будет решен, протестующие начали выдвигать требования - от экономических до политических. Люди потребовали отставки правительства вместе с премьер-министром. На второй день, ночью, президент написал в Twitter о создании комиссии, которая должна полететь в регион и решить вопрос со сжиженным газом.

На третьи сутки из столицы прилетели чиновники, прибыли аким области и еще ряд представителей. Встретились с лидерами протестного движения, и была достигнута договоренность, что именно в Мангистауской области будет снижена цена на газ до 50 тенге. Это даже меньше той, что была ранее. Это решение должно было положить конец протестам, но поскольку оно было принято слишком поздно, то сработало в обратную сторону. Протестующие в Алматы восприняли его как личное оскорбление: только для одной области цена ниже, а для нас она остается прежней.

Сейчас люди не собираются расходиться. Президент объявил, что завтра выйдет в прямой эфир с посланием о сложившейся ситуации. Он пока имеет вотум доверия, хотя это не повсеместно. На улицах непонятная ситуация, во многих городах протестующие не уходят, где-то начали возводить юрты, а где-то и вовсе прошел слух о военных, которые пытались взять в кольцо митингующих, но вынуждены были ретироваться. Все ждут завтрашнего дня. Большая часть протестующих недовольна решением, сейчас все совершенно неясно. На мой взгляд, единственное правильное решение – уход в отставку действующего правительства, в отношении которого накопилось много негатива.

Дмитрий Мазоренко, редактор интернет-журнала «Власть.kz»

В Алматы 3 января провела акцию незарегистрированная демократическая партия Казахстана и ее лидер Жанболат Мамай. Параллельно в тот же день в городе были задержаны 20 активистов, которые выходили с поминального обеда в честь скончавшегося диссидента Арона Атабека. После этого начались протесты.

Сегодня второй день протестов в Алматы. Они изначально были локализованы в нескольких местах и разбиты на несколько групп. Одна группа собралась возле парка первого президента, это знаменательное место в городе. Оттуда примерно 100 человек пошли по одной из небольших улиц. Это была довольно разношерстная группа, в которой были и активисты движения Oyan, Qazaqstan, и национал-патриоты, обычно они враждуют по своим интересам, но сегодня такой день, когда идеологические различия уходят на второй план. На одном из перекрестков они встретились с большой группой полицейских и часть активистов убежала, а часть была задержана - где-то 20-30 человек. Первые задержания проводились очень жестко. Людей роняли на асфальт, иногда волочили по нему. Некоторым девушкам нанесли удары по лицу. В это время та часть протестующих, которой дали уйти, присоединилась к другой группе, которая находилась на другом конце Алматы - в районе Алматы Арена. Там протест начинался примерно с 50 человек, к десяти вечера эта группа разрослась до нескольких сотен, а потом и до нескольких тысяч человек. Это такая стихийная колонна, она непонятно где начинается и где заканчивается. Локализована она на центральном проспекте Абая, он довольно напряженный и прилегает к нескольким главным площадям города, именно поэтому он и был выбран в качестве основного места сбора.

Если протесты начались с требования снизить цену на газ, постепенно эти требования расширялись, люди требовали сначала отставки местной администрации, затем отставки правительства и параллельно выдвигали требования по повышению заработных плат, улучшению условий труда и решению проблемы с питьевой водой, потому что в городе Жанаозен, где начались протесты, и в целом во всем этом регионе - это серьезная проблема. Жанаозен - один из самых активных и политически неспокойных регионов, в 2011 году там уже были похожие протесты, которые закончились расстрелом нескольких десятков протестующих. И люди, помня об этом событий, о котором власти на протяжении последних десяти лет не разрешали говорить публично, начали выражать солидарность с протестующими и были довольно разные слои, начиная от работников нефтяных предприятий до среднего класса Алматы, который мы видим сейчас на протестах.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari