Полицейские задержали двух топ-менеджеров финансовой пирамиды QBF по уголовному делу об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), сообщает «Коммерсантъ». В Петербурге задержан 31-летний Алексей Голубев, а в Москве — 33-летний Владимир Пахомов, который был под подпиской о невыезде с весны 2020 года.
Соучредитель QBF Зелимхан Мунаев и юрист пирамиды Евгения Россиева уже находятся в СИЗО. Суд наложил арест на дорогостоящие иномарки, среди которых несколько Mercedes и Porsche, столичную и подмосковную недвижимость, включая торговый центр в Зеленограде, а также паи в нескольких закрытых инвестиционных фондах, принадлежащие организациям, аффилированным с участниками группы.
Пахомов в ходе допроса сказал, что руководил филиалами QBF в Свердловской, Тюменской, Мурманской областях, Башкирии и Татарстане. Голубев на допросе отвечал фразами из специальных памяток для менеджмента QBF, обнаруженных ранее при обысках на каждом столе в офисе компании.
Основателем QBF является Роман Шпаков. Он еще до возбуждения уголовного дела уехал в ОАЭ. В настоящий момент российские правоохранительные органы объявили его в международный розыск.
Потерпевшими по делу финансовой пирамиды QBF официально признаны около 500 человек, однако в реальности их, по подсчетам следствия, как минимум вдвое больше. Среди них неназванные министры, священнослужители, генералы и руководители различных структур, которые отказались от статуса потерпевших. В СМИ попало имя только одного потерпевшего: от действий мошенников пострадала бывшая балерина Анастасия Волочкова, вложившая в пирамиду 1,7 млн рублей.
Один клиент передал организаторам пирамиды 1 млрд рублей в доверительное управление, а суммарно вкладчики лишились до 7 млрд рублей. Центробанк отозвал лицензию у QBF 8 июля 2021 года, но даже после этого организаторы пирамиды продолжали обзванивать клиентов и собирать с них деньги.
Клиентов привлекали обещанием, что они могут заработать на инвестировании в QBF порядка 20%. Некоторым вкладчикам выплачивали дивиденды, но исключительно за счет средств последующих вкладчиков. При попытке забрать свой вклад клиент получал отказ под различными предлогами, а затем сотрудники QBF переставали отвечать на его телефонные звонки.