В портах Приморья, парализованных резко возросшим грузопотоком из Китая, застряли тысячи контейнеров с грузами для Сахалина, Чукотки, Камчатки и Магаданской области, пишет «Коммерсантъ». В связи с этим жители дальневосточных регионов испытывают нехватку товаров первой необходимости, в том числе продуктов.
Отправки из портов ожидают более 1,1 тысячи контейнеров для Сахалина, сообщило в начале ноября правительство региона. Его глава Валерий Лимаренко говорит о проблемах на всем Дальнем Востоке в связи «с пандемией и резко возросшей загруженностью терминалов Приморья». Дело в том, что к стандартным объемам перевалки добавился поток транзитных контейнеров из Китая во Владивосток и Находку. Это произошло из-за беспрецедентного роста ставок фрахта и карантинных ограничений в Китае.
Жители Чукотки опубликовали на сайте change.org петицию к президенту РФ Владимиру Путину. В ней говорится, что почти во всех населенных пунктах региона отсутствуют овощи и фрукты, молочная продукция и яйца. Например, в поселок Провидения за период летней навигации 2021 года прибыл всего один корабль.
«Заканчивается картофель, который остался лишь в одном из магазинов. Подходит к концу свинина. Баранины нет, рыбы почти нет», - говорится в обращении.
По словам авторов петиции, еще в период навигации на Чукотку отправили самолет с четырьмя тоннами овощей и фруктов. Но хотя их продавали с высокой «авиационной» наценкой, вся привезенная партия закончилась через 3-4 дня, и в отдаленные села «вообще ничего не привезли».
«Администрация пишет, что делает все, что может. Но нам реально страшно за свое здоровье и здоровье наших детей. Необходимо обеспечить поселки и села Чукотского АО социально-значимыми продуктами так, чтобы дотянуть до навигации 2022 года», - сказано в петиции, которую подписали больше 43 тысяч человек.
Приморская транспортная прокуратура начала проверку возможных случаев нарушения законодательства при организации завоза продукции в районы Крайнего Севера.
Задержки поставок на Камчатку доходят до 60 дней. По данным местных властей, в приморских портах застряли около 1,6 тыс. контейнеров и генеральные грузы.
Представители бизнеса говорят о том, что погрузка товаров для дальневосточных регионов сейчас не является приоритетной задачей для портовой администрации. «Приморские порты, причалы в связи с повышенным спросом сосредоточены на приемке и отправке контейнеров, которые следуют транзитом в Европу, — говорит гендиректор «Агент Сервис ДВ» (поставщик цемента на Камчатку) Юрий Смирнов.— Мы стали заложниками ситуации. Каботажные грузы, которые следуют из Центральной России в адрес потребителей на Сахалин, Камчатку, Чукотку и в Магадан, видимо, не нужны причалам порта Владивосток. Приоритет отдан транзитным грузам. Наши пароходы ставят в последнюю очередь».
Во Владивостокском морском торговом порту возражают, что «отдают приоритет каботажным перевозкам в силу их социальной значимости».