Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 2405
Новости

Вадим Лукашевич: Россия продолжает затягивать процесс по делу MH17, не являясь при этом его участницей

Российские власти осознанно затягивают рассмотрение дела МН17 в суде Гааги. При этом Россия не является участником процесса. Об этом The Insider рассказал независимый авиаэксперт Вадим Лукашевич, автор книги «Трагедия МН17: правда и ложь».

Слушания возобновились 1 ноября. Уже 15 ноября обвинение должно было начать оглашение обвинительного заключения, однако по ходатайству стороны защиты суд объявил перерыв в слушаниях до получения ответа от российской стороны на очередные запросы. Речь идет, в частности, о допросе по требованию защиты командира Курской 53-й зенитно-ракетной бригады Сергея Мучкаева. Именно он командовал огневой установкой «Бук-М1» №332, из которой предположительно был сбит «боинг»

Еще в апреле этого года Нидерланды направили России соответствующий запрос в рамках межгосударственного соглашения об оказании правовой помощи, в августе Россия на это согласилась, однако позднее стала игнорировать запросы Нидерландов. Теперь защита обвиняет прокуратуру в том, что опрос Мучкаева стал маловероятен после обращения Объединенной следственной группы непосредственно к жителям Курска.

Также защита потребовала провести дальнейший анализ показаний свидетеля М58, находившегося непосредственно на месте пуска «Бука». Претензии защиты к допросу М58 заключаются в том, что в момент допроса он находился в соседней комнате, его голос был изменен, а сам он был в парике и накладных усах. Защита истребовала исходную аудиозапись и видео допроса М58.

«Я думаю, что это вполне согласованные действия защиты и российских властей в лице Следственного комитета, которые сознательно затягивают процесс. Суд фактически отложен на несколько месяцев, и уже не из-за действий адвокатов, а из-за позиции России - сейчас заявление прокуратуры о вине обвиняемых перенесено на декабрь, с резервированием крайней даты на февраль 2022 года. Возможно, потребуется еще несколько месяцев, чтобы суд окончательно убедился в том, что проведение допроса Мучкаева невозможно. Не исключено, конечно, что допрос будет проведен, а Мучкаев скажет, что «Бук» не пересекал украинскую границу, как уже многократно заявляла российская сторона», - рассказал Лукашевич.

«В начале процесса прокуратура, полагая, что защита не будет цепляться за отклоненные следствием «альтернативные» версии, такие как взрыв на борту, украинский штурмовик Су-25 и другие, и говорила о возможном начале рассмотрения дела по существу еще летом 2020 года. Но противодействие защиты, цеплявшейся за любую мелочь, от коронавируса до допросов убитых сепаратистов, привело к тому, что рассмотрение дела по существу началось только 6 июня 2021 года. Таким образом, защите удалось выиграть целый год. Теперь рассмотрение дела снова удалось затянуть», - добавил Лукашевич.

Ранее планировалось, что 15-17 ноября прокуратура должна была выступить с оценкой фактов и доказательств по делу, а также предъявить требование по наказанию четверых обвиняемых .С 7 марта 2022 года были зарезервированы четыре недели на выступление защиты. С 16 мая 2022 года должна была последовать реакция прокуратуры и группы адвокатов родственников на выступления защиты главного обвиняемого Олега Пулатова.

Лукашевич отметил, что после представления судом позиции обвинения начался самый тяжелый с эмоциональной точки зрения этап - выступление родственников жертв. Некоторые из них выступают лично, некоторые записали обращения к суду.

По мнению Лукашевича, очередной перенос рассмотрения дела, с одной стороны, отсекает возможные будущие обвинения в ангажированности суда, а с другой - возможность еще раз продемонстрировать всему миру прямое противодействие России правосудию. «Я бы поставил это вровень с российским вето на резолюцию Совбеза ООН о создании международного трибунала по МН17 в 2015 году», - заключил Лукашевич.

Окружной военный суд Гааги рассматривает дело о сбитом Boeing. Среди подсудимых - четверо членов непризнанной ДНР — россияне Игорь Стрелков, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Суду предстоит ответить на вопросы «Был ли MH17 сбит Буком?», «Был ли пуск произведен с сельхозполя под Первомайским, которое находилось под контролем «ДНР»?», а также «Причастны ли к этому обвиняемые?».

The Insider попросил экспертов из Conflict Intelligence Team проанализировать опубликованные судом данные из материалов дела, среди которых новые доказательства причастности российских военных и наемников.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari