Заместитель председателя Совета безопасности и бывший президент России Дмитрий Медведев неожиданно для всех выступил со статьей в «Коммерсанте», в которой назвал руководство Украины «абсолютно несамостоятельными» и «невежественными» людьми. Он заявил, что страна полностью зависит от «подачек со стороны США и ЕС», а России «бессмысленно иметь дело с вассалами». Украинские политологи в разговоре с The Insider отмечают, что текст написан на языке подворотни, что, по их мнению, указывает на адресата - Владимира Путина и демонстрирует абсолютное незнание современной Украины.
Алексей Ковжун, медиа аналитик
Обсуждать содержание статьи вряд ли имеет смысл. Когда Медведев еще был интересен, он как-то сплясал под песню «American boy, уеду с тобой», и в этом было больше смысла и содержания. Мне интересны две вещи, и первая — адресат. Кто адресат этого удивительного послания? Ощущение, что он обращается к неким истинным правителям Вселенной. Это такая кляуза — «Мариванна, я не буду с ним встречаться, он обзывается». Кто такая эта Мариванна? Это не какие-то американцы, потому что там намекают, что украинское правительство не самостоятельно. Это кому-то повыше, а повыше во вселенной Дмитрия Медведева — это, конечно же, Путин.
Вторая интересная часть — это лексика, и она находится за рамками документов, которые составляют серьезные мужи при власти. Этот текст за рамками того, что принято в некогда уважаемом издании «Коммерсантъ» — все эти «бабки», «дебильные». Вот этот привкус подворотни как раз четко указывает на адресата.
Совершенно непонятно, с чего вдруг некто Медведев рассуждает, почему не нужно встречаться с украинскими властями? Его кто-то ждет или приглашает? У меня ощущение, что это такое «зигануть портрету». Он подает сигнал, что готов вернуться в настоящие взрослые игры, и показывает мсье Путину, кто главный, и что он знает, кто главный. Написано на таком подворотном сленге, редакторы явно вымарали матюки, потому что там их не хватает. Ощущение, что там есть некие места, где матюки должны быть, но их заменили эвфемизмами, от чего текст потерял некую хлесткость и эта кляуза перестала быть челобитной, а осталась просто кляуза — «Я не буду с ними встречаться».
Михаил Подоляк, советник главы офиса президента Украины
Нужно отделять эмоции от фактов. Эмоции, безусловно, бурлящие. А вот с фактами и их интерпретацией - все то же. Тотальное незнание современной Украины. Непонимание того, кто есть кто в политической элите здесь. Какие реальные и даже укорененные настроения имеют место в украинском общественном мнении и если шире - в национальном доминантном мировоззрении.
В дивной статье за подписью господина Медведева особенно привлекает внимание факт разочарования результатами российской же политики в отношении Украины. Понятно, этот факт не высказан прямо. Но именно болезненным разочарованием пронизан весь текст.
Российское руководство в течение долгого времени делало ошибочные ставки в Украине и полагалось на экспертизу субъектов, которые абсолютно неадекватно оценивали реальное положение дел. Сейчас ситуация определенно зашла в тупик – когда оказалось, что ни информационные, ни политические, ни экономические, ни даже военные инструменты не работают. Вместо того, чтобы выстраивать партнерские отношения, была избрана убийственная и ущербная тактика на унижение, покорение и внедрение формулы «сюзерен – вассал», что априори не может дать результат в Украине.
Украинское общество не склонно подчиняться - это совсем другой народ, у которого свой взгляд на власть, на государство и на будущее нашего региона. Это невозможно игнорировать. Как невозможно и спрятаться от этого в иллюзии, что какое-либо другое руководство Украины смогло бы направить украинский народ в другую сторону или подавить присущие украинцам эмоции.
Несомненно, сейчас очень четко видно ощущение тупика, которое озвучивают те или иные представители России. Четко видно отсутствие новых креативных идей – как можно выйти из данного тупика без еще больших репутационных и моральных потерь для РФ. Четко видно разочарование и соответствующие негативные эмоции, которые перестают в банальную оскорбительную тональность и грубую лексику. Как в тексте господина Медведева. Но это не может быть признаком сильной позиции – скорее, самое время говорить о глубокой растерянности российских правящих элит.
Украинская сторона сделала необходимые предложения, которые могут помочь преодолеть это разочарование и апатию. Конструктив возможен. Для этого необходимо отказаться от старых стереотипов и попыток построить что-то вроде СССР 2.0 ввиду их полной бесперспективности. Чем быстрее состоятся прямые переговоры между лидерами Украины и России на равноправной основе, тем меньше негатива от нынешней ситуации будет и для российской политики. Купить кого-либо в Украине, сделать кого-либо своим вассалом здесь и ждать от него решения поставленных руководством России задач – точно не выйдет.
Константин Батозский, политолог и глава Агентства развития Приазовья
Мы понимаем роль и место Дмитрия Медведева в системе российской власти. Мы понимаем, что озвучив эту позицию он сказал вслух то, что по тем или иным причинам не хотел говорить Владимир Путин — что Россия считает Владимира Зеленского очень плохим человеком, из-за чего и отказали украинской стороне в проведении встречи, на которой давно Владимир Зеленский настаивал.
Это немного путает карты Владимиру Зеленскому, потому что в его идеальном мире он бы хотел встретиться и это безумно усложняет переговорный процесс и военную ситуацию, потому что на фронте ситуация очень плоха — каждый день гибнут украинские военнослужащие и никакого жеста прекратить войну мы не наблюдаем.
Что касается восприятия украинской публикой этого текста, это смешно и звучит так: «Написал? Ну, и шел бы он на**й».
Евгений Магда, директор Института мировой политики в Киеве
Статья господина Медведева в «Коммерсанте» — это наиболее резкий выпад российского руководства в адрес украинского за все 30 лет независимости Украины, да и за другие годы тоже. Медведев таким образом ответил сразу на несколько вопросов.
Во-первых, он продемонстрировал госпоже Нуланд, которая сегодня прилетает в Москву, что Кремль хочет вести разговоры с сюзереном, а не с вассалом — то есть, с Соединенными Штатами, а не с Украиной. И это достаточно четкий ответ на стремление Владимира Зеленского организовать переговоры с Владимиром Путиным и ответ это четкий и недвусмысленный.
Второй момент — это реакция Кремля и лично господина Медведева, поскольку Виктор Медведчук является и его кумом, на то, что Медведчуку предъявлено в Украине новое обвинение и он должен либо заплатить залог в 1 млод гривен, что составляет порядка 3 млрд рублей, или он рискует оказаться за решеткой. Я думаю, что у Кремля есть на этот случай заготовленный указ о российском гражданстве Медведчука и ничего удивительного не будет. И думаю, что у российских властей просто сносит крышу от цен на газ, и они готовы говорить с Украиной в тональности диктата и делать это настолько четко, насколько возможно.
Почему именно Медведев? С одной стороны это бывший президент России и к его голосу так или иначе прислушаются и в Украине, и западные дипломаты, да и не только западные. С другой стороны, Медведев сегодня не входит даже в двадцатку российских политиков. Это заявление, подчеркнуто нелицеприятное для Зеленского и оскорбительное для Украины, на которое должен отреагировать украинский МИД, позволит Кремлю сманеврировать если что-то в Украине изменится до того, пока Кремль будет ждать.