Всемирная организация здравоохранения рекомендовала к применению первую вакцину от малярии. На разработку препарата ушло 30 лет.
«Человечество давно мечтало об эффективной и безопасной вакцине от малярии, и этот исторический день настал. - заявил глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус. - Рекомендация основана на результатах продолжающегося пилотного проекта в Гане, Кении и Малави, в ходе которого с 2019 года более 800 тысяч детей получили прививку».
По его словам, появление вакцины – это «прорыв в науке, а также в деле защиты здоровья детей и борьбе с малярией». Использование препарата в дополнение к существующим методам предотвращения малярии «поможет ежегодно спасать тысячи юных жизней». Вакцина должна вводиться детям с пятимесячного возраста четырьмя дозами. На сегодняшний момент введено 2,3 млн доз вакцины.
Вакцина, разработанная британской фармацевтической компанией GlaxoSmithKline, получила название Mosquirix (RTS,S). Ее применение показало, что вакцина уменьшает на 30% количество тяжелых заболеваний малярией даже в тех областях, население которых использует специальные средства для борьбы с переносчиками инфекции.
В сравнении с другими вакцинами эффективность Mosquirix невысока. Однако малярия уносит столько жизней, что новая разработка все равно будет предотвращать десятки тысяч смертей каждый год, полагают специалисты ВОЗ.
Малярию переносят комары, поэтому основными средствами профилактики болезни являются противомоскитные сетки и обработка помещений инсектицидами. Но даже эти простые средства не всем по карману. Примерно 300 млн сеток было роздано в странах Африки к югу от Сахары, однако и после этого менее половины всех домохозяйств обеспечены ими полностью.
Финансирование антималярийных программ заметно уменьшилось. В 2019 году, согласно данным ВОЗ, вместо необходимых $5,6 млрд было получено лишь $3 млрд.
Новый препарат эффективен даже против простейшего паразита Plasmodium falciparum, который переносится самками комаров из рода Anopheles и вызывает самую опасную форму малярии (так называемую молниеносную или тропическую). Разработка вакцины оказалась сложной задачей, потому что паразит намного сложнее вируса или бактерий. «Забудьте о львах, тиграх и акулах. Крошечный комар убивает больше людей, чем любое другое существо», - говорит научный обозреватель Sky News Томас Мур.
В прошлом году ситуация осложнилась из-за пандемии COVID-19. В ВОЗ предупреждают, что даже небольшие перебои в лечении малярии могут привести к росту смертности. Например, сокращение доступа к средствам от этой болезни на 10 процентов ведет к гибели дополнительно 19 тысяч человек.
По словам главы ВОЗ, с 2000 года смертность от малярии сократилась в два раза, а во многих регионах планеты болезнь полностью исчезла. Однако в целом в мире ежегодно фиксируется 200 млн случаев инфицирования и 400 тысяч летальных исходов от малярии. Две трети заболевших и умерших — африканские дети в возрасте до пяти лет, отмечает сайт ООН. Малярия остается основной причиной детских болезней и смертей в странах Африки к югу от Сахары. Каждые две минуты болезнь убивает одного ребенка.
Разработку вакцины финансировали Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (GAVI), Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, глобальное агентство здравоохранения Unitaid и благотворительный Фонд Билла и Мелинды Гейтс.
В настоящий момент продолжается работа и над другими вакцинами от малярии. Одну из них (R21 или Matrix-M) разрабатывают ученые Оксфордского университета. Первые две фазы исследования, в которых участвовали сотни детей в Буркина-Фасо, показали эффективность в 77%. В третьей фазе примут участие 5 тысяч детей.
Эксперты заявили, что сейчас важно найти финансирование для производства и распространения одобренной вакцины в ряде самых бедных стран мира. GSK обещает производить 15 млн доз Mosquirix ежегодно в дополнение к 10 млн доз, производимых в рамках программ ВОЗ, передает Reuters. При этом спрос на вакцину против малярии к 2030 году вырастет до 50-110 млн доз, полагают специалисты.