Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL75.28
Поддержите нас English
  • 17241
Новости

220 тысяч исчезнувших голосов — аномалии электронного голосования

В Москве на выборах в Госдуму голоса, поданные через систему Дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подсчитывались без независимого наблюдения. Всем наблюдателям просто закрыли доступ к системе, объяснив это действиями ФСБ. О том, как происходил подсчет голосов, рассказал The Insider муниципальный депутат от партии «Яблоко», член совета депутатов по району Кунцево Денис Шендерович.

Как нам объяснили разработчики, ФСБшники «в целях безопасности» участвуют в выдаче ключа для доступа к ноде наблюдателя <Нода - специальный компьютер, с которого наблюдатели могут следить за процессом голосования - The Insider>. Этот ключ был отозван сотрудниками ФСБ в 20:00 19 сентября, после чего его якобы пришлось делать заново. Изначально отказ в доступе объяснялся техническим сбоем. Объяснение про ФСБ появилось лишь в 02:00 20 сентября.
У меня сложилось такое ощущение, что отсутствие вот этого протокола и вся ситуация вокруг него по электронному голосованию — это была просто попытка затянуть время чтобы все из штаба наблюдений разъехались, чтобы никто процедуру не разглашал, а потом раз — и эти протоколы в УИКах появились и комиссия все подписала.
Нода наблюдателя как раз позволяет увидеть, как происходит подсчет голосов, и проверить, не произошла ли подмена. Но никто из наблюдателей так к этой ноде доступа и не получил: ни в 2 ночи, ни в пять утра, ни в 09:00, когда были опубликованы итоговые протоколы в распечатанном виде. На мои вопросы «Уважаемые члены комиссии, можете подтвердить достоверность подсчета вот этих электронных голосов?», «Кто-то видел, как их подсчитывали?», «Кто-то из вас участвовал в подсчетах голосов?» мне ничего внятного не ответили.
Все это существенным образом подрывает доверие к результатам голосования.
Выглядело всё это как потемкинская деревня и бутафория: Алексей Венедиктов как ведущий какого-то телешоу дает брифинги, спорит с кем-то и всем своим видом показывает, что он строгий представитель жюри.
При мне Венедиктову названивала (глава ЦИК Элла) Памфилова, он явно нервничал, психовал и кричал на своих сотрудников. И мне было понятно, что они пытаются подогнать результаты под ожидаемую картину, но не понимают как это сделать так, чтобы никто их не обвинил в фальсификации. То есть, подогнать получилось, а сделать так, чтобы никто не предъявил подтасовки, не вышло. Аргумент будет один — те, кто проиграл, не признают результаты потому, что они проиграли.
У меня был главный вопрос: почему после восьми вечера не появился электронный протокол. Согласно официальной версии, электронная машина просто всю ночь считала голоса. Это выглядело как какой-то бред. Мое мнение, результаты ДЭГ нужно аннулировать. Это профанация.

Глава Общественного штаба по наблюдению за ходом электронного голосования Алексей Венедиктов говорил, что 300 тысяч человек воспользовались правом переголосовать, поэтому якобы «машина не может подсчитать» быстро. На сайте мониторинга хода электронного голосования выкладывался sql-дамп (выгрузка) с шифрованными результатами. В подобных базах данных эта операция занимает всего несколько минут, подтвердил The Insider компетентный дата-аналитик.

Согласно официальным данным, было выдано 1 ‍943 ‍590 бюллетеней для электронного голосования. При этом было отдано 2 ‍021 ‍969 голосов, то есть как минимум дважды проголосовали примерно 78 тысяч человек, подсчитал The Insider. Если утверждение Венедиктова верно, то получается, что около 220 тысяч человек получили электронные бюллетени, но не стали по ним голосовать - это каждый десятый, имевший право голоса.


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari