Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в России не отменят закон об «иностранных агентах».
По мнению Захаровой, «если его отменят, у западных партнеров будет полное ощущение безнаказанности как в давлении на российские СМИ зарубежом, так и в участии в политической жизни через своих агентов влияния на территории нашей страны».
В своем посте представитель МИД сравнивает положения законов об «иноагентах» в США и в России. «Принятый в 1938 г. в США закон FARA предназначался для противодействия попыткам фашистской Германии повлиять на принимаемые Вашингтоном политические решения, но с окончанием Второй мировой войны отменен так и не был. Впоследствии он пришелся весьма кстати уже как инструмент борьбы с иностранными СМИ, чья повестка противоречит взглядам местного истеблишмента. Россия была вынуждена принять аналогичный по смыслу, но иной по содержанию закон в качестве ответной меры на объявление российских СМИ в США иноагентами и предъявление к ним необоснованно жестких требований», — пишет она.
«Получение статуса иноагента в США можно сопоставить разве что с постановкой судимого-рецидивиста на учет в полиции», — отмечает Захарова.
По мнению Захаровой, разница между этими двумя законами в том, что «от драконовских мер, применяемых американцами, в России сознательно ушли».
Она добавляет также, что «подробный анализ российского и американского законодательств в этой области был проведен профессионалами в сфере права из Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, до которых сотрудникам Госдепа, как до звезды».
14 сентября журналисты, правозащитники, экологи, медики и благотворительные фонды создали петицию на портале change.org с требованием отменить закон об «иноагентах». Она адресована Государственной Думе, Совету Федерации и уполномоченному по правам человека.
С начала 2021 года Минюст России внес в реестр так называемых иностранных агентов 6 СМИ, 20 журналистов и 7 НКО. Эти организации и люди пополнили список из 221 «иноагентов», принудительно внесенных российскими властями в соответствующие реестры в 2013–2020 годах.