Роскомнадзор ввел ограничения на использование сервисов Vyprvpn и Opera VPN для обхода запета доступа к контенту, сообщается на сайте ведомства.
«В соответствии с регламентом реагирования на угрозы обхода ограничений доступа к детской порнографии, суицидальному, пронаркотическому и иному запрещённому контенту с 17 июня 2021 года вводятся ограничения на использование VPN-сервисов VyprVPN и Opera VPN», — говорится в сообщении.
Ограничения не затронут российские компании, «использующие VPN-сервисы в непрерывных технологических процессах».
В «белые списки» включены более 200 технологических процессов 130 российских компаний.
Управляющий партнер юридической фирмы Digital Rights Center Саркис Дарбинян в разговоре с The Insider рассказал, что этот закон «несколько лет лежал мертвым грузом, потому что у Роскомнадзора не было технологической возможности ограничения к VPN-сервисам».
«Видимо, потренировавшись на Twitter Роскомнадзор решил пойти дальше и использовать все те же ТСПУ для того, чтобы пробовать шейпить трафик VPN-сервисов. Насколько это получится удачно, говорить пока рано, но скорее всего в отношении некоторых VPN-сервисов, которые не используют современные протоколы и технологии мимикрирования трафика это будет удачным. Почему выбор именно на этих? Я думаю, что рандомно выбрали те VPN-сервисы, которые лежали на поверхности. Возможно, что именно они и не используют наиболее устойчивые протоколы», - сказал Дарбинян.
Что касается упомянутых «белых списков», юрист предположил, что «это какие-то государственные и окологосударственные компании, а также те сервисы, чьи интересы отдельно отстаивает Роскомнадзор —Mail.ru, Yandex и другие, которые используют VPN — думаю, в какое-то исключение взяты».
«Конечно, абсолютно непрозрачное принятие решения о том, кто входит в эти белые списки, - отметил Дарбинян. - Мы возвращаемся к тому, что Роскомнадзор помимо того, что пытается основывать свою деятельность на российском законодательстве проявляет какую-то самодеятельность, вручную управляя интернетом. Можно полагать, что некоторые компании получат определенное неконкурентное преимущество за счет административного покрывательства со стороны Роскомнадзора».