15-летним обвиняемым по террористическим статьям Никите Уварову и Денису Михайленко, находящимся в СИЗО-5 города Канска, второй месяц не передают письма. Сначала запрет касался только писем с упоминанием политических событий, теперь подростки не получают даже самые нейтральные послания. Адресанты рассказали The Insider, что в ответ через сервис ФСИН-письмо приходят извещения о том, что «письмо не прошло цензуру».
«Письмо подруги, без каких-либо неудобных для СИЗО текстов, чисто «Я Света, занимаюсь фотографией, смотри, как красиво», — не прошло цензуру», — рассказала одна из собеседниц The Insider. По ее словам, ее собственное письмо, отправленное неделю назад, никто так и не посмотрел. По закону на цензуру отводится три дня.
Другая собеседница The Insider показала скрин письма Денису Михайленко, также не прошедшего цензуру. В запрещенном письме она рассказывает, что «любит ежей и гречишный чай», а в походе видела «милую лисичку».
Одна из адресантов, Юлия Лоренц, получила от Дениса Михайленко ответ с просьбой больше ему не писать: «Мне приятно, что вы мне написали, но вы немного ошибаетесь. Далее фраза, зачеркнутая, но так, что можно прочитать: в контексте вашего письма я понял, что вы поддерживаете (неразборчиво) действия, но никаких умыслов о революции у нас не было. Далее не зачеркнуто: прошу мне больше не писать!!! С уважением, Денис!».
«Я сразу поняла, что его заставили это написать. Я преподавала какое-то время русский язык и литературу и знаю, как подростки его возраста выражают свои мысли», — сказала Лоренц.
Бывший политзаключенный Иван Асташин сообщил The Insider, что Денису Михайленко не передали его письмо в середине марта, в котором он рассказывал о последних политических событиях. «Ведь в канском СИЗО из источников информации только два канала на телевизоре, и Денис, например, спрашивал, правда ли, что посадили Навального. В письме Денису я цитировал СМИ и приводил сухие факты: сколько выходило людей 23 и 31 января, сколько было задержано. Никаких оценок, никаких суждений. Но, видимо, по мнению цензоров канского СИЗО информация о массовых протестах представляет опасность в местах лишения свободы. Может это спровоцирует заключённых на бунт?», — написал он в своем Telegram-канале.
Асташин отметил, что «никакими законами и правилами подобная цензура не предусмотрена». «Запрет «политических новостей» — это произвол администрации СИЗО, действующей так либо по собственному почину, либо с подачи «вольных» силовиков», — подчеркнул он.
Асташин рассказал The Insider, что, по его сведениям, Денису запретили переписываться с ним и настоятельно рекомендовали прекратить переписку с Юлией Лоренц.
Также давно не получали ответы от мальчиков участники проекта «Сказки для политзаключенных».
Участник проекта «Арестанты 212» Алексей Миняйло рассказал, что Никите Уварову также не передали его письмо. «Складывается впечатление, что цензура в канском СИЗО не пропускает ничего, где как-то упоминаются январские массовые акции протеста. Хотя законом это никак не запрещено», — отмечается в Telegram-канале «Дело канских подростков».
Напомним, школьники из города Канска в Красноярском крае Никита Уваров, Денис Михайленко и Богдан Андреев были задержаны сотрудниками ФСБ летом 2020 года после того как наклеили на здание местного УФСБ стикеры с критикой государства и в поддержку политзаключенных. Во время допросов оперативники и следователи нашли у них в телефонах переписку, в которой они обсуждали возможность взорвать построенное в игре Minecraft строение, похожее на здание ФСБ. Это и обсуждение способов изготовления самодельной петарды стало отправной точкой для обвинения по статье о терроризме.
Школьникам предъявили обвинения по ст. 205.3 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Позднее к обвинениям прибавилась 4 часть 205-й статьи «Организация террористического сообщества и участие в нем», однако это обвинение сняли. Если бы подростки были совершеннолетними, по этим обвинениям им грозило бы наказание от 15 лет до пожизненного заключения. Поскольку обвиняемым нет 18 лет, им могут дать от 7,5 до 10 лет тюрьмы.
В конце марта правозащитный центр «Мемориал» включил подростков в список вероятных жертв политических репрессий.
Подробнее о деле в материале «Мама, тебе нравится так жить?» За что 14-летних подростков обвиняют в терроризме».