Три человека погибли в результате крушения современного российского стратегического бомбардировщика Ту-22М3 под Калугой. Причиной катастрофы стало нештатное срабатывание системы катапультирования «в ходе плановой подготовки к полету на земле». Одним из погибших был командир полка, который сидел на месте инструктора.
Независимый авиаэксперт Вадим Лукашевич рассказал The Insider, как получилось, что система спасения боевого самолета убила людей еще до того, как он начал воевать.
Это экстраординарная ситуация, когда система катапультирования при исправном самолете убила трех членов экипажа. Катапультирование — это последняя надежда на спасение, поэтому само кресло всегда автономно. У него собственная система энергоснабжения и все остальное тоже собственное. У самолета может отказать что угодно — электросистема, гидросистема, пневмосистема, радиосистема, именно поэтому катапультное кресло полностью автономно и имеет высочайшую надежность. Это последнее средство спасения летчика в ситуации, когда другого спасения уже нет. Тут же случилось все наоборот. Я не припомню случаев, чтобы система катапультирования убила весь экипаж самолета.
Средствами спасения и системами жизнеобеспечения занимается МПП «Звезда» — оно делает катапультные кресла, кислородное оборудование и скафандры, причем как для авиации, так и для космонавтики. Они изобрели лучшие в мире кресла К-36ДМ. Они стоят на всех «сушках», их модификация была на «Буране». На большинстве наших боевых самолётов стоят катапультные кресла К-36ДМ класса «0-0», обеспечивающие благополучное катапультирование на нулевой высоте при нулевой скорости.
Ту-22М3 является чуть ли не единственным самолётом, на котором установлены катапультируемые кресла КТ-1М, не обеспечивающие спасение при скорости менее 130 км/ч. КТ-1 расшифровывается как «Кресло Туполева первое», что является лишним подтверждением тому, что кресло хреновое. Это модификация стояла еще на Ту-16.
Получается, что на наших лучших дальних бомбардировщиках стоит кресло, которое не обеспечивает спасения экипажа даже на низких высотах, не говоря уже про пробег, разбег и стоянку самолета. Это само по себе нонсенс — что на таком современном бомбардировщике стоит это кресло вместо унифицированного и испытанного. Почему они не взяли кресло «Звезды»?
И вот теперь три трупа. А что теперь делать с остальными самолетами, которые оборудованы этим креслом? Если выяснится, что летчики ни при чем, то я бы весь парк этих типов самолетов оставил на земле. Самолет как боевая система непригоден к эксплуатации, если он еще воевать не начал, а уже убил людей.