Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD90.93
  • EUR100.80
  • OIL71.99
Поддержите нас English
  • 2844
Новости

«Мы прекрасно понимаем, что в России нам правды не найти». Крымские татары о новой волне репрессий

Новые массовые обыски прошли ранним утром 17 февраля сразу в нескольких районах Крыма. Шесть человек задержаны, суд оставил их в СИЗО до середины апреля. К вечеру у здания Киевского районного суда в Симферополе собрались около 300 человек - крымскотатарские активисты и мусульмане, приехавшие поддержать соотечественников. Почти все задержанные - активисты «Крымской солидарности» и проекта для детей политзаключенных «Крымское детство». The Insider поговорил о них с адвокатом Эмилем Курбединовым и координатором «Крымской солидарности» Мустафой Сейдалиевым.

В Крыму 17 февраля в четыре утра начались новые массовые обыски. Сотрудники ФСБ ворвались в семь домов крымскотатарских активистов в Белогорске, Бахчисарае, Симферополе, Севастополе и Советском районе республики. После обысков были задержаны семь человек: Ленур Сейдаметов, Тимур Ялкабов, Азамат Эюпов, Яшар Шихаметов, Абдулборий Махамадаминов, Эрнест Ибрагимов и Олег Федоров. Однако Махамадаминова вскоре отпустили без каких-либо копий документов, сотрудники ФСБ высадили его в Симферополе на одной из автостанций, рассказали The Insider в «Крымской солидарности». По информации правозащитников, ему показывали его соцсети и лайки, за которые якобы могут привлечь, а также задавали вопросы о местных активистах.

Среди задержанных - активисты «Крымской солидарности» и проекта для детей политзаключенных «Крымское детство».

Азамат Эюпов – строитель, участник протестной акции крымских татар на Красной площади в Москве в июле 2019 года.

Ленур Сейдаметов - начальник базы бакалеи в Строгановке, занимался передачами в СИЗО, покупал и фасовал продукты для посылок крымскотатарским политзаключенным.

Олег Федоров - предприниматель, владелец продуктовых складов на рынке Кубанка в Бахчисарае, посещал политически мотивированные судебные заседания, принимал участие в информационных кампаниях в поддержку крымскотатарских политзаключенных. Оказывал материальную поддержку семьям политзаключенных.

Яшар Шихаметов - индивидуальный предприниматель, держит свое кафе в Севастополе. Он выступал свидетелем защиты в суде по делу Энверу Сейтосманова. Возил детей политзаключенных «Севастопольской группы» на детские мероприятия, а женщин на встречи «Крымской солидарности».

Тимур Ялкабов - сантехник по профессии, работал пекарем, посещал суды и обыски.

Эрнест Ибрагимов - индивидуальный предприниматель, держит частную ферму.

При этом российские СМИ с утра распространили пресс-релиз ФСБ о задержании в Крыму сторонников запрещенной в России «Ат-Такфир валь-Хиджра». В «Крымской солидарности» подчеркнули, что к сегодняшним обыскам в домах крымскотатарских и мусульманских активистов эта информация не имеет никакого отношения. По мнению правозащитников, это умышленная гибридная информационная операция, которая направлена на устрашение населения Крыма.

В среду вечером суды избрали меру пресечения задержанным. Дело одного из них рассматривали в Ленинском районом суде Севастополя, еще пятерых - в Киевском районом суде Симферополя. У здания Киевского районного суда собрались больше 300 крымских татар из разных городов Крыма. По решению судов, до 14 и 15 апреля задержанные останутся под стражей в СИЗО Симферополя.

Адвокат Эмиль Курбединов, защищает Олега Федорова и Эрнеста Ибрагимова:

Это опять старая песня о главном — обвинения по террористическим статьям и участие в террористической организации. Но эти люди не имеют ничего общего с терроризмом. Все сводится к разговорам в мечетях и дома о политике, а потом заказанные ФСБ «эксперты» делают выводы, что это террористическая ячейка ведет разговоры и в будущем собирается захватить власть в России. И все строится на секретных свидетелях. В этот раз они себя не утруждали — просто взяли материалы из старых уголовных дел, по которым уже вынесены приговоры, и сказали, что это люди из этих же ячеек, скопировали в материалы этих шести человек. Всем шестерым была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей до 15 апреля. Там есть люди преклонного возраста. Это активисты. Некоторые из них 10 июля 2019 года участвовали в пикетировании на Красной площади в Москве с плакатами «Крымские татары — не террористы». Волонтеры там были, очень активные люди. Это у нас такой очередной виток репрессий.

Двое из Симферополя, один из Севастополя, кто-то из Советского района. Что примечательно, они использовали такой инструмент впервые: начали проводить обыски в 4 утра специально, чтобы люди не собирались, чтобы СМИ не подъезжали, чтобы гражданские не снимали. Чтобы люди, которых арестовывают, не видели поддержки. В интернете есть видео, когда координатор «Крымской солидарности» подъехал в полпятого на место обыска и полиция включила эти мерцающие стробоскопы и невозможно снять, что там происходит, и вспышка не помогает. Они специально взяли стробоскопы, чтобы никто не снимал. Возле Киевского суда больше сотни людей собралось, огромное количество. Люди продолжают бороться, и мы не сломлены. Мы будем бороться за наши права и за свободу политзаключенных. Я думаю, что власть это понимает.

На сегодняшний день только по обвинениям в участии в «Хизб ут-Тахрир» проходят более 100 человек. Часть отбывают наказание в Башкирии, часть находятся под следствием, по некоторым делам идут суды в Южном окружном военном суде в Ростове. Мы обжалуем каждое решение с перспективой на международные инстанции. Есть ЕСПЧ, Комитет по правам человека в ООН, суды Украины. Мы представляем материалы в Международный уголовный суд, потому что мы всегда говорили, что это граждане Украины и к ним применима 4-я Женевская конвенция. Мы прекрасно понимаем, что здесь нам правды не найти.

Все обвиняемые и осужденные говорят: «Мы являемся гражданами Украины, вынужденно получившими российское гражданство. У нас у всех есть дети, мы должны лечиться и пенсии получать. Мы вынуждены получать российское гражданство». Были люди, которые отказывались, а их все равно признавали гражданами России на основании закона о присоединении Крыма.

Мустафа Сейдалиев, координатор «Крымской солидарности»:

Где-то в 16:00 начались первые судебные заседания. Люди постепенно прибывали. Всего к суду пришли около 300-400 человек. Все ждали и до конца никто не разъезжался. Активисты привезли угощения, покормили людей, плов приготовили, чай и кофе. Проход возле здания суда оцепили росгвардейцы. И сотрудники полиции ходили по периметру.

Мы связываем задержания с давлением на активную прослойку общества. Это попытка запугать тех людей, которые не остаются в стороне от проблем, а постоянно посещают судебные процессы, потому что среди задержанных практически все являются активистами «Крымской солидарности», занимались передачами и так далее. Они известные люди в народе, потому что таких людей действительно уважают и узнают в лицо. Народ пришел поддержать и показать свою солидарность.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari