Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.68
  • EUR106.08
  • OIL74.24
Поддержите нас English
  • 82313
Новости

«Путин просто надоел людям, и это уже не исправить». Леонид Радзиховский о снижающемся рейтинге президента

Социологи фиксируют снижение рейтинга доверия к Владимиру Путину. Так, согласно опросу ФОМ, в январе он опустился до минимальных значений, сопоставимых с августом 2020 года, когда была пройдена минимальная планка за год. При этом антирейтинг президента подрос относительно цифр осени прошлого года.

The Insider спросил политолога Леонида Радзиховского, какие факторы влияют на падение рейтинга президента и какие способы вернуть доверие россиян у него существуют.

Рейтинг Путина сейчас, хоть и не катастрофически, но несомненно падает — и после расследования про дворец ещё упадет. Дело не в абсолютных цифрах, а в том, что среди наиболее активной публики этот рейтинг находится на критически низких отметках и болтается где-то в пределах нескольких процентов. Под активной публикой я имею ввиду людей, которые интересуются политикой и живут в крупных городах. Среди тех, кто не интересуется политикой и живет в маленьких городах, его рейтинг выше. Но на них опереться психологически сложнее.

Но что такое рейтинг? Никто же восстания устраивать не будет (об этом нет и речи), а выборов у нас нет. Тем более, что на выборах голос малограмотного колхозника, который не имеет никакого интернета, и голос профессора истории ценятся одинаково, на то и демократия. Но кроме физического восстания и голосования есть ещё и ощущение психологического давления. Вот это, я думаю, слабое место Путина — огромное отчуждение той части общества, которая хоть как-то участвует в политике. Это трудно измерить цифрами и описать технически, но психологически такое давление есть, и оно на него оказывает влияние.

Изменить ситуацию Путин здесь не может, никаких ходов у него нет. В 2012 году у него тоже был низкий рейтинг, возможно, выше, чем сейчас, но низкий. Его спасла Украина, в запасе оказался Крым, и он взлетел практически до 100%. Но Крым один, второго нет. И не только Крыма нет, на другие внешнеполитические авантюры нет ни сил, ни денег, но главное то, что они абсолютно непопулярны. Любая внешнеполитическая авантюра, даже бескровная и быстрая, ничего кроме равнодушного отношения и раздражения не вызовет, потому что во внешнем мире нет таких тем, которые всерьез задевают большинство населения. Крым задевал многих, считалось что Крым украли украинцы, что он им несправедливо принадлежит им — это была живая для многих людей тема. Больше таких тем нет, поэтому любая активность во внешнем мире будет вызывать только раздражение, мол, у нас тут своих проблем хватает, а Путин занимается всякой ерундой.

Есть еще посадки коррупционеров, но это означает вступить в конкуренцию с Навальным на его поле. Это слабый способ, потому что крупную рыбу все равно трогать нельзя, это разрушит основы его власти, а мелкая рыба типа замминистра или губернатора в любом случае время от времени попадает в сети, и никакого эффекта это не дает. Остается последний и универсальный для всех политиков способ — это значительное повышение качества жизни. Это очень хорошо, вот только как это сделать? Понятно, что к выборам будут какие-то социальные выплаты матерям, отцам, детям, но эти выплаты слишком маленькие, они не спасают ситуацию.

У Путина есть некоторые козыри, которые, с моей точки зрения, абсолютно реальны. Например, в России на сегодняшний день значительно лучше ситуация с COVID-19, чем в Европе. В России гораздо более свободное бытовое поведение людей, чем в Европе — у нас нет ни локдаунов, ни обязательного ношения масок на улицах, то есть всего того, что дико бесит население Европы. И это можно было бы продавать, но опять-таки — это плохо продается, потому что люди смотрят не на Европу, в которой мало кто был, а на свою жизнь, и она их удручает.

Главная беда Путина вообще не в расследованиях Навального, расследования эту беду просто радикализировали. Они не дали бы ни малейшего эффекта, если бы они шли против течения: опубликуй Навальный свое расследование в 2013 году, эффект был бы равен нулю, да ещё бы и бумерангом ударил по нему. А сейчас они работают, потому что они соответствуют течению — надоел, просто надоел. И ничем это чувство перебить невозможно, оно копилось 20 лет и снять его нечем. Нет ни одного аргумента в пользу того, почему этот старый и ничем абсолютно не замечательный человек, просидев 20 лет, должен сидеть ещё 10 лет.

У Путина есть только два аргумента. Первый — кто, если не он? Но этот аргумент очень слабый, потому что есть Мишустин, есть такой-то губернатор и такой-то. Второй аргумент более веский — если он уйдет, то случится такооооое. И никто не знает, какое такое. Это легко себе представить, легче легкого. Вот ушел Ельцин, и случилось такое… Какое? Ушел Брежнев, и случилось такое… Ушел Сталин… А что случилось? Ничего не случилось, но люди так думают.

Общественное мнение — это объективная сила, спорить с ним глупо, оно просто есть. Противники Путина, если хотят добиться успеха, должны напирать не на бесконечные нудные разоблачения, которые свое дело уже сделали (разве что вы найдете, что Путин убил трехлетнюю девочку, разрезал на куски и съел — вот это произведет сильное впечатление). Напирать противники Путина должны на то, что они абсолютно не делают. Надо объяснять последовательно — после ухода Путина абсолютно ничего не случится, а просто появятся возможности, которых сегодня нет. Вот и все, ничего ужасного и катастрофического не случится. Он тормоз, не самый страшный и не самый ужасный, но тормоз. Если тормоз убирают, машина получает возможность ехать, а вот поедет или нет — это уже другой вопрос. Но уж точно ничего не распадется, не погибнет, не взорвется, не будет гражданской войны и смуты. Ничего от слова совсем.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari