Сотрудники прокуратуры пришли в офис правозащитного центра «Мемориал» в Москве, они проверяют соблюдение законодательства об НКО. Согласно решению о проведении проверки, она будет проходить со 2 по 29 декабря, рассказала в разговоре с The Insider исполнительный директор «Мемориала» Анна Добровольская.
К нам сегодня пришли сотрудники прокуратуры в количестве шести человек. Только по счастливой случайности в офисе им удалось застать одну из наших юристок Наталью Морозову, которая пришла оставлять жалобу на почту. Если бы ее не было, они бы просто разговаривали с дежурными, поскольку у нас большое число сотрудников работают в условиях пандемии.
Спустя 20 минут общения с ними удалось из них вытащить постановление и внеплановой прокурорской проверке, которую ведут в отношении правозащитного центра «Мемориал». Прокурорская проверка, как мы узнали, будет проходить со 2 по 29 декабря и нам нужно предоставить гигантский перечень документов, часть из которых попадают в категорию того, что обычно не спрашивают при таких проверках, — бухгалтерские отчетности, грантовые соглашения, учредительные документы. Есть ряд положений, которые, с нашей точки зрения, либо не до конца продуманы, либо просто сильно выходят за рамки.
Например, там есть документы, которые относятся к реализации программ правозащитного центра «Мемориал», в частности проведение мероприятий, публикации в СМИ. Они даже просят предоставить все, что касается запросов в средства массовой информации на комментарии экспертов «Мемориала». Понятно, что такого не существует в природе, и ни одна организация ничего такого не хранит. Это документы, которых не может быть совсем никак.
Сотрудники прокуратуры, которые составляли этот список, видимо, решили написать все, что им пришло в голову, не думая о том, что этого может и не существовать в реальности. Мы этот список проанализируем с юристами, проверим, все ли там соответствует закону.
Поскольку мы «иностранный агент», у нас есть положение, по которому возможны внеплановые проверки. Мы это все расцениваем как давление, как попытку затруднить нашу работу, отвлечь наши ресурсы от того, чем мы занимаемся обычно. Пока нам даже не удалось выяснить, хотят ли они лично прийти в офис или нам надо слать это все по почте. В течение ближайших дней мы это решим с юристами и с прокуратурой обсудим.
Они хотят проверить именно документы, которые касаются проведения мероприятий и выступления экспертов на мероприятиях, а также проведения отдельных программ в реализации проектов, — это то, чего никогда не запрашивали раньше. Таким образом, они тестируют то, что будет происходить в будущем в отношении иностранных агентов.