Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.59
  • EUR100.27
  • OIL87.14
Поддержите нас English
  • 298
Новости

«Страна помещается в серую зону». Политологи о реакции Запада на инаугурацию Лукашенко

Александр Лукашенко провел тайную церемонию инаугурации. Евросоюз и США заявили, что не признают его законно избранным президентом, и объявили о пересмотре отношений с Беларусью. В разговоре с The Insider белорусские политологи объяснили, что это будет означать для страны и самого диктатора.

Александр Класковский, независимый политический обозреватель, руководитель аналитических проектов БелаПАН

Я думаю, что на первом этапе это непризнание Лукашенко легитимным президентом Беларуси вряд ли повлечет со стороны Запада катастрофические последствия, потому что в целом Европа занимает достаточно осторожную позицию. За последние годы Евросоюз и США вошли в достаточно прагматичную манеру сотрудничества с режимом Лукашенко. Это случилось после Крыма, когда было решено, что все-таки главная угроза для Запада — это Россия, и стоит поддерживать даже недемократичный режим Лукашенко, потому что важно сохранить независимую страну, иначе танки Путина будут на Западной границе. Из этой колеи Евросоюзу и США сейчас трудно выйти. Это надо было очень «постараться» белорусскому руководству так брутально провести выборы и так по-зверски расправляться с участниками протестов, чтобы Европа и Вашингтон выступили с достаточно суровой позицией. Если в прежние времена просто констатировали, что выборы были недемократичными, то сейчас впервые в истории отношений с белорусским режимом было заявлено, что выборы не признаются и Лукашенко не является легитимным президентом. Насколько можно судить, готовящиеся санкции Евросоюза и США, которые скорее всего будут скоординированы, будут в основном символическими. В этот санкционный список войдут несколько десятков представителей режима, причем в Брюсселе идут споры о том, стоит ли включать самого Лукашенко или в этом плане лучше оставить дверь приоткрытой.

Позиция Запада в этом вопросе пока не чересчур радикальная и речь не идет об экономических санкциях. В любом случае, даже глава дипломатии Евросоюза Барель, когда говорит о нелегитимности Лукашенко подчеркивает, что Европа будет вынуждена иметь с ним дело, потому что власть в Беларуси в его руках. И я думаю, что европейские и другие Западные дипломаты будут по-прежнему вручать верительные грамотны Лукашенко, тем самым признавая де-факто, что он является хозяином положения в стране, хотя и не полным. Это отдельная тема, потому что нынешние протесты пошатнули устойчивость белорусского режима.

Польша и соседние с Беларусью страны ЕС занимают особенно радикальную позицию, потому что события в Беларуси непосредственно задевают их интересы. В Литве, в частности, находится Светлана Тихановская, которую многие белорусы считают победителем выборов. У Литвы есть свой счет к белорусскому режиму за атомную станцию, которая построена всего лишь в 50 километрах от Вильнюса. Мало того, что Литва объявила Лукашенко нелегитимным, сейм Литвы объявил Светлану Тихановскую фактическим национальным лидером Беларуси. В целом Евросоюз тоже устами своих высоких представителей заявил, что не признает Лукашенко легитимным руководителем страны. Это уже скоординированная позиция Евросоюза. Они здесь будут выступать единым фронтом санкции в любом случае должны утверждаться консенсусом в Брюсселе. Возможно, что это будет непростой процесс, но тем не менее я думаю, что будет достигнуто единство. На сегодняшний день там проблемы только с позиции Кипра, который требует введения санкций против Турции. Турки где-то не там, где хочется Кипру, добывают нефть. На самом деле Кипр здесь может просто выступать лоббистом, потому что тут Москва может косвенно воздействовать на позицию Кипра по известным причинам. Поскольку Соединенные Штаты уже стали нажимать на Кипр, он будет вынужден выступить в этом едином хоре Лукашенко. Если судить по прежнему опыту холодной войны Евросоюза и режима Лукашенко, то этот список наверняка будет расширяться и здесь будет активничать та же команда Светланы Тихановской, потому что она очевидно подсказывает Брюсселю кто «достоин» попасть в этот черный список. Тем более, что репрессии продолжаются и выявляются новые имена тех, кто усердствует. Список скорее всего будет расширяться. Возможно, в него, если судить по прежнему опыту санкций, могут попасть так называемые «кошельки» Лукашенко, что может ударить по финансово-экономическим интересам режима. И потом я бы хотел напомнить, что в своей недавней резолюции Европарламент рекомендовал исполнительной власти Евросоюза заморозить сотрудничество Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка с Беларусью. Вот это уже может быть серьезным ударом по финансовым интересам режима на Западном направлении. В целом будет безусловно ухудшаться климат торгово-экономических отношений. Понятно, что в такую нестабильную страну с руководителем, который не признается легитимным, не будут рваться инвесторы. Санкции вроде бы как символические, они будут иметь материальное значение, будут наносить и материальный урон режиму, а для него это уже существенно.

Андрей Казакевич, директор института «Политическая сфера»

Сегодняшние решения европейских стран в духе решений Европейского совета, принятых 19 августа, и решений Европарламента от 16 сентября. Во время рассмотрения белорусского вопроса была поставлена проблема легитимности Лукашенко. Сейчас идет практическое оформление того, что принималась на уровне Европейского союза. Я думаю, что количество стран будет расширяться и все страны так или иначе не признают Лукашенко как легитимного президента.

Какие последствия? До конца мы их просчитать не можем. Страна помещается в «серую» зону. Тут сложно что-то конкретное прогнозировать. Очевидно, что какие-то целесообразные контакты Европа будет поддерживать — закрывать посольства, отзывать послов и так далее. Все понимают, что нужно поддерживать контакты со страной, гражданским обществом и бизнесом, а не только властью. И для этого нужно иметь персонал внутри. Наверное, какие-то стратегически важные вопросы сотрудничества тоже могут остаться. Если говорить про Соединенные штаты, то это вопросы нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов. В целом надо прогнозировать, что большинство программ сотрудничества будут заморожены или свернуты. Будут заморожены займы и кредиты со стороны Европы. Очевидно, что кредитный рейтинг будет снижен, и это будет сильно влиять на доступность для белорусских властей. Это будет серьезный экономический эффект. Нормальное сотрудничество с европейскими странами будет невозможным. Самое плохое для белорусских властей то, что в это число стран включится Украина, которая является важным торговым партнером Беларуси. На прошлой неделе Верховной Радой была принята резолюция, которая полностью в духе Европейского союза. Наверное, надо будет ожидать, что такое непризнание сделает сотрудничество с Минском более осторожным. Со стороны белорусского руководства страны были надежды на то, что будет возможность получать кредиты и средства со стороны Китая, но очевидно, что китайцы взяли паузу и вряд ли будут рисковать. Это комплекс проблем, который пойдет как снежный ком. Очень много ещё пока неизвестных.

Польша и Румыния выступили с инициативой открыть безвизовый режим для белорусов, скорее это гуманитарный жест. Я не думаю, что безвиз способен будет как-то позитивно повлиять на ситуацию. Не знаю, как это сможет эффективно отразиться на ситуации. Лично мне это не кажется очень своевременной инициативой. Все это хорошо и надо делать, особенно если будут какие-то изменения в политическом плане в Беларуси с открытием Западных границ, но мне кажется, что прямо сейчас есть более важные задачи.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari