Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD76.35
  • EUR89.25
  • OIL41.51

Минпромторг решил ввести цифровую маркировку на алкогольном рынке, начав внедрение этой системы с пива. Крупнейшие российские пивоваренные компании уже выступили против, они говорят, что проблемы контрафакта и фальсификата, на решение которой нацелена маркировка, на пивном рынке практически не существует, при этом маркировка ударит по добросовестным производителям, приведет к росту их затрат, замедлит скорость линий на производствах и фактически станет «вторым акцизом». Директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что маркировка пива не поможет в борьбе с нелегальным рынком.

Пиво и пивные напитки — единственная категория алкоголя, который не маркируются и не лицензируется, а это главные элементы контроля. И это при том, что пиво и пивные напитки составляют 80% выпиваемого в России алкоголя, около 8 млрд литров в год. Потребление крепкого алкоголя составляет примерно 1,2 млрд литров в год, винодельческой продукции — примерно 1,15 млрд литров в год.

Определенная свобода связана с тем, что много лет пиво почти не считалось алкоголем. В 2012 году его стали регулировать почти как алкоголь, но все равно без маркировки и учета лицензирования. Некоторый учет в системе ЕГАИС есть. Упиралось все в то, что 20% пива (2 млрд литров) — разливное. Если их не удастся проконтролировать маркой, то вроде бы зачем маркировку и на все остальное.

У государства есть и свои резоны. Государство хочет регулировать весь алкогольный рынок по единым правилам и принципам, все должно быть отмаркировано, должны выдаваться лицензии на продажу, производство. Скорее всего это будет реализовано. В настоящее время происходит эксперимент в Татарстане по маркировке разливного пива. Маркируется не кружка, а большая тара, 30 литров, которые развозят по местам розничной реализации. Скорее всего, этот эксперимент будет признан успешно завершенным, и маркировка будет внедряться дальше.

Теперь вопрос — чем маркировать пиво? Весь алкогольный рынок 25 лет, и даже больше, маркируется специальными и акцизными марками (специальными — российская продукция и акцизами — импортная). Эти марки вполне отвечают своим требованиям после введения системы ЕГАИС, то есть системы автоматизированного контроля в рознице. У нас в легальной рознице продается только легальная продукция. Вся нелегальная продается в нелегальной рознице. И никакого отношения маркировка к борьбе с нелегальным рынком не имеет после внедрения системы ЕГАИС.

Аналогично будет и с пивом. Государство решило изобрести новую марку, цену на нее не назвали, но год назад говорили, что такая марка может стоить около 10 рублей. Я не понял сколько точно, потому что там про 60 копеек заявили. Не могли они за год снизить цену настолько. Вопрос стоит в маркировке пива — зачем новая марка? Берите тогда уже акцизные и специальные марки и маркируйте проверенной маркой. Нелегальный рынок пива не сократится от этого, государство больше акцизов не соберет от этого. Да, рынок весь будет регулироваться единообразно, одинаково и по одним правилам и принципам.

Созданию нелегального рынка пива способствовали несколько факторов. До 2010 года в пиве акцизов почти не было. В бутылке водки акциз составлял 45–50 рублей, а в бутылке пива 1,5 рубля. В 2010 году акциз подняли в три раза. Сейчас акциз уже не 1,5 рубля, а 22 рубля. Как только акциз на пиве достиг 10–12 рублей, стало интересно производить пиво нелегально и продавать. Более того, с 2012 года одновременно с резким повышением акциза со стороны государства резко сократилось количество торговых точек по продаже пива — запрещено стало продавать пиво в киосках и на остановках, а потом и вообще. А это были сотни тысяч киосков по России. Все пиво ушло в магазины. Естественно, чтобы выживать, многие киоски стали продавать пиво нелегально. На легальности рынка это никак не скажется, на повышении собираемости акцизов тоже, это просто упорядочит регулирование рынка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari