Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев объявил о формировании Народного совета и пригласил в него участников протестных акций. Он пригласил протестующих к диалогу, подчеркнув, что Сергей Фургал, после ареста которого в регионе начались протесты, — его однопартиец. The Insider поговорил с политологами о том, удастся ли Дегтярев добиться доверия населения края.
Екатерина Курбангалеева, директор Научно-исследовательского центра «Особое мнение»
Я думаю, что митингующие не примут приглашение Дегтярева, потому что по существу он ничего им не предложил, а всего лишь, что называется, обозначился. Врио надо искать какой-то другой формат диалога, а это его заявление не может воодушевить протестующих.
До сих пор Михаил Дегтярев не проявлял никакой инициативы, вместо этого он говорил: «Я лучше поеду по городам и весям Хабаровского края». Безусловно, надо что-то делать, потому что, говоря театральным языком, пауза затянулась, продолжается такое холодное, отстраненное противостояние, взаимная нелюбовь, но я думаю, что в народный совет, который пытается создать Дегтярев, участники протеста не пойдут.
Илдус Ярулин, политолог, доктор политических наук, профессор Тихоокеанского государственного университета
Митингующие — крайне неоднородная публика. Если первые дни митинга были самые буйные, эмоциональные, потому что и за себя обидно, и за губернатора, то сейчас ходят люди более расчетливые, которые ставят свои задачи для того, чтобы как-то их пытаться решать. Мы видим представителей несистемной оппозиции и коммунистов разного толка. Их становится все меньше, они становятся более агрессивными. Вот эти люди, которые сейчас ходят на митинг, не пойдут на диалог. Это те, кто преследует свои цели и кому нужен хайп. Поскольку в 2021 году выборы в Думу, то фоне провала партии системной оппозиции будет много разных групп и движений пытаться пройти в парламент.
Сейчас идет отработка, и многим никакой диалог не нужен.
С другой стороны те, кто ходят на митинги, тоже поставлены в определенные условия. Им вроде бы протягивают руку для диалога. Кого отправлять в этот Народный совет, они скорее всего и договориться не смогут. Слишком они разные и скорее всего несовместимые. Они могут идти в едином потоке демонстраций, но дальше нет руководящей силы, которая могла бы сформулировать то, чего они хотят.
Насколько я понимаю из встреч с протестующими, они сами зачастую не знают, чего хотят. Да, вернуть Фургала, да, честный суд, но после этих чистых намерений уже начинается политика. Это не привлекает достаточно большого количества людей.
Посмотрим, что будет в субботу. Тем более, что действия врио и его новой команды достаточно продуманы, работа идет, отлажена система взаимодействия. Первый заместитель объявил о создании телефона, по которому можно звонить и решать все нарушения, типа поборов в школах. Механизм решения вопросов есть. Создается механизм снятия «болевых точек», которые людей волновали. Тех, кто пытается продолжать это все, говорят об армянском сценарии перехода власти в России, молдавского или украинского, но всей информацией эти ребята не обладают. С ними по большому счету никто серьезно не работал.
Несмотря на большое количество людей, выходящих на улицы, это далеко не большая часть жителей края. Но активное меньшинство всегда может подчинить себе пассивное большинство. Пока вроде бы так и складывается. Сейчас мы наблюдаем некоторое затишье, повестку уже и перехватили Куштау, и Беларусь. Возможно, активные протесты начнутся и в Иркутске. К 13 сентября вспыхнет опять несколько таких точек.