Госсовет Турции за 17 минут решил вопрос превращения собора Святой Софии в мечеть. Решение опубликуют через две недели. Сейчас собор имеет статус музея. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. Как отметил в разговоре с The Insider главный научный сотрудник Библиотеки иностранной литературы, религиовед, переводчик, историк науки Евгений Рашковский, это проявление исламистского реваншизма правительства Эрдогана.
До взятия Константинополя в 15-м веке это была одна из главных святынь православия и христианства как такового, потом она была превращена в мечеть. Каким-то чудом значительная часть церковного декора и мозаик все-таки сохранилась.
После Младотурецкой революции во главе с Кемаль-пашой Ататюрком храм был превращен в музей. Это не случайно, потому что идея возвращения церкви Святой Софии от мусульман к православным была одной из тем православного реваншизма. Даже неверующий либерал Милюков во время Первой мировой войны кричал: «Крест на Святую Софию».
Это святыня, которая при Кемаль-паше имела большое положительное значение как общечеловеческий памятник культуры, духа и веры. Даже когда это был музей, многие мусульманские атрибуты не были оттуда удалены.
Что касается нынешней ситуации в Турции, то здесь надо иметь в виду, что правительство Эрдогана — это правительство, если можно так выразиться, полускрытого исламского реваншизма. Это тоже не случайно. К сожалению, я ожидал этого, и мои предположения о будущей судьбе великого храма сбываются. Тяжбы и схватки за святыни всегда были кровавы. Крестовые походы, Крымская война, нынешнее арабо-израильское противостояние – все это так или иначе связано с борьбой за обладание святынями. Нечто подобное сейчас происходит и с Константинополем/Стамбулом.
Конечно, православие очень сильно ослабло не только вследствие революции, диктатуры большевиков, атеизации всего мира, но и вследствие того, что само православие, как правило, держится за подол государства, опираясь при этом и на фундаменталистские стихии в «низах». И это ослабляет не тольrо духовный и культурный, но и политический потенциал православия.
В нынешней обстановке правительство, возглавляемое Эрдоганом, — правительство полускрытого исламистского реванша, — нашло удобное время для такого решения. Тем более, что вследствие ослабления арабского мира, ослабления Саудовской Аравии, вследствие компрометации Ирана нынешняя эрдогановская Турция претендует на восстановление своей лидирующей роли в исламском мире. Вероятно, былое величие Османской империи не дает Эрдогану покоя.