Росавиация решила выплатить около 10 млрд рублей господдержки 18 авиакомпаниям. Большую часть суммы — почти 8 млрд рублей — получила группа компаний «Аэрофлот». Заявки 13 авиакомпаний на более 230 млн компенсаций еще рассматриваются. При этом «Аэрофлот» получил всю сумму господдержки единовременно, тогда как другие авиакомпании будут получать деньги помесячно. Глава аналитической группы информационно-аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснил The Insider, почему именно «Аэрофлоту» досталась большая часть государственных субсидий.
В значительной мере подобное решение связано с тем, что особую роль в обеспечении авиационной подвижности в стране занимают именно авиакомпании группы «Аэрофлот», которые являются крупнейшими игроками на рынке. И именно «Аэрофлот» можно считать самым весомым налогоплательщиком, поэтому он и стал первостепенным получателем государственной поддержки.
Конечно, вызывает удивление именно решение выплатить всю сумму единовременно. Безусловно, другие перевозчики также были бы заинтересованы в том, чтобы государственная поддержка пришла к ним именно в тот момент, когда она наиболее необходима, когда выручка фактически нулевая, а потребность в денежных средствах сократилась не так существенно. Когда нужно решать вопрос об увеличении заемных средств для того, чтобы выплачивать заработную плату персоналу, обеспечивать своевременность платежей и обслуживание аэропортов.
Но так или иначе, принимая во внимание особую роль группы «Аэрофлот», было принято подобное решение. Поэтому основные вопросы в данном случае связаны не с тем, почему именно «Аэрофлоту» досталась значительная часть денег, выделенных на поддержку авиакомпаний (мы знаем, что рыночная доля и масштаб потерь «Аэрофлота» очень велики), а с тем, что именно этой компании были предложены некоторые привилегированные условия.
Ранее было опубликовано постановление правительства №661, в котором четко прописаны правила предоставления государственной поддержки авиакомпаниям. Речь идет о том, что авиакомпании, соответствующие условиям, обозначенным в этом документе, подают заявление в Росавиацию, прикладывают документ, подтверждающий масштаб недополученной денежной компенсации из-за снижения пассажиропотока, и, соответственно, пропорционально снижению пассажиропотока могут претендовать на денежную компенсацию, что и сделал «Аэрофлот».