Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.27
Поддержите нас English
  • 263
Новости

"Заморозка цен на продукты приведет к дефициту и росту остальных цен" - главный экономист «ПФ Капитал»

Премьер-министр Михаил Мишустин накануне поддержал идею о заморозке цен на продукты.С таким предложением выступил глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Он привел в пример рост цен на лимоны и имбирь, а спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал торговые сети за наценки. Главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин рассказал The Insider, почему эта мера сейчас бессмысленна и не поможет контролировать наценку.

Новый курс валют предполагает изменение цен на ряд продуктов, которые мы импортируем. Импортеры чтобы не нести убытки вынуждены переложить хотя бы часть разницы в цене из-за изменения курса на покупателей, что приводит к инфляции. Из вышедших накануне данных Росстата следует, что инфляция в апреле продолжает ускоряться по сравнению с мартом, и это логично, причем цены растут не только на продовольственные товары.

Заморозка цен на все продукты просто бессмысленна. Как и в прошлые разы, в частности в неурожайном 2010 году, который мы хорошо помним, это будет касаться ограниченного перечня товаров. К сожалению, последствия мы тоже хорошо знаем по 2010 году. Во-первых, частично эти товары исчезают с полок магазинов. В ряде случаев с утра выкладывается какая-то ограниченная партия, которая входит в контролируемый список, и ее быстро разбирают, а потом полка пустая и доступны только те товары, цены на которые не заморожены.

Цены на незамороженные товары хорошо компенсируют не растущие цены на замороженные товары. Это было отчетливо видно по продуктам питания и так же хорошо видно по лекарствам. У нас была еще одна одиозная заморозка – цены на лекарства, когда цены тех товаров, которые не входят в регулируемый государством список, очень неплохо подрастали, компенсируя во многих случаях компаниям-поставщикам недополученную прибыль на то, что входит в федеральные списки, где цены заморожены.

Поскольку у многих поставщиков и производителей достаточно широкий портфель товаров, что продовольственных, что непродовольственных, там часто попадается и то, что подходит под решение о заморозке, и то, что не подходит. Какая разница, с чего они получат большую прибыль?

Во многих случаях, по примерам 2010 года, в частности, по примеру заморозки продукции на фармпрепараты из списка социально значимых, хорошо видно, что большой пользы это не приносит. В ряде случаев заморожена небольшая позиция, маржа по которой маленькая – это йод и дешевые лекарства, которые стоят по десять рублей за пачку. Они просто исчезают с прилавков или выкладываются в очень ограниченном объеме, как в случае с хлебом, с какими-то еще позициями. Поэтому их либо нет, либо есть чисто номинально – одна-две позиции, их забрали и все – мы ждем следующей поставки. Потом опять одна-две позиции на следующий день.

Кроме того, каждый год на прилавках появляются новые продукты. Вы знаете цены на привычные продукты, но тут появляется новый сорт колбасы с другим составом – как вы поймете сколько он должен стоить? Вы, конечно, можете приблизительно посчитать, но вы же не мясо комбинат даже если и регулирующий орган. В подавляющем большинстве случаев, как только появляется новый товар, определить цену, которая к нему должна быть применима, крайне затруднительно. Поэтому это ставит всю эту риторику с фиксацией цен под большой вопрос. Вы можете контролировать в лучшем случае ограниченный список товаров, совершенно простых наименований и несложного состава.

Инициаторы заморозки утверждают также, что нужно контролировать наценку, десять процентов по товарной цепочке. Вопрос только один ко всей этой истории – как они собираются определить товарную цепочку? Сколько посредников в товарной цепочке должно быть? Какое количество этих посредников оправдано? Обычно проблема с ограничением маржи на каждом этапе решается очень просто – в товарную цепочку вставляется дополнительный посредник – два, три, сколько надо. Они нужным образом берут и добавляют столько маржи, сколько хотел бы получить конечный продавец или начальный продавец товара. Пожалуйста, вы контролируете маржу. На каждом посреднике она будет соответствовать нужному значению, а цена в магазине лучше может не стать.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari