Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 411
Новости

"Нас ждет волна контрафакта" — эксперты алкогольного рынка об ограничениях продажи спиртного

Российские регионы ограничивают продажу алкогольной продукции в связи с введением режима обязательной самоизоляции. А некоторые из них полностью запрещают продажи спиртного. The Insider поговорил с экспертами алкогольного рынка о том, к чему могут привести такие ограничения.

Какие ограничения уже введены

В Пермском крае региональный оперативный штаб по борьбе с коронавирусом ввел в регионе ограничение по продаже алкоголя — приобрести его можно будет только с 11 до 20 (до этого можно было с 8 до 23).

В Ленинградской области сначала не вводили отдельных ограничений для специализированных розничных магазинов, торгующих алкогольной и табачной продукцией, но затем решили запретить им работать с 31 марта по 5 апреля.

Крым на фоне коронавируса запретил работу точек по продаже разливного алкоголя.

В Забайкалье вообще запретили торговать алкоголем на время режима самоизоляции. Башкирия ограничила продажу — купить спиртное теперь можно только с 10 до 18. В Карелии — только с 10 до 14.

Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА»

Ситуация такая – на самом деле никакого роста продаж алкоголя нет. Это данные за одну неделю, которая была после ажиотажных продаж гречки, стиральных порошков, туалетной бумаги, макарон и так далее. Это одна неделя дала всплеск — +20-30% процентов. Есть данные за март в целом. Например, в Томской области продажи водки за март двадцатого выросли всего на 2,5% к марту 2019. Нет никакого роста.

Просто люди в предшествующие недели покупали туалетную бумагу и гречку, а потом, когда им объявили, что будет выходная неделя, они еще набрали и алкоголя, хотя в кризис, конечно, потребление алкоголя всегда растет.

Несколько регионов решили отличиться – Карелия сократила время продаж, Красноярский край, Хакасия, Якутия, Пермь, но они забыли, что это не первые сокращения. По федеральному закону разрешено работать с 8 до 23, поэтому в Москве никогда никаких проблем не было — ни с «наливайками» [небольшие заведение общепита, которые находятся в жилых домах — The Insider], с которыми сейчас все регионы борются, ни с чем-либо другим.

Регионы с 2012 года начали пиариться на этой теме — ограничение количества торговых точек, ограничение времени продаж, а получили проблему «наливаек». Не знают, что делать с магазинами, которые превращаются в точки общепита после завершения легального времени продаж в восемь, девять, десять вечера. Магазин начинает работать как точка общепита, потому что нелегальные точки продолжают работать.

Хотелось бы вспомнить, что пару месяцев назад президент, когда его спросил корреспондент на одной из конференций в Башкирии, о том, что они «душат» продажи, сказал: «Я против полицейских мер в борьбе со злоупотреблением алкоголя». Я думаю, что он достаточно авторитетный человек.

Это политические меры, никакого влияния на снижение потребления они не окажут. Более того, они ограничением времени легальных продаж всегда приводят в росту продаж по нелегальным каналам. У нас сейчас в интернете можно купить что хочешь. Службы доставки легальные и нелегальные всегда привезут любой продукт.

Продажи вина в Италии, Испании, Франции и Германии выросли в два раза. У нас этого нет. Это пиар чиновников, дополнительная форма отчета о работе – ограничение времени. Но одновременно это и толчок к развитию нелегальных каналов.

Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики

Запрещать продажу спиртных напитков в условиях всеобщего дефицита и бешеных цен на антисептики — неправильно.

В регионах стоимость антисептиков стала запредельная. В одном супермаркете пятилитровую бутылку антисептика продают за 10 тысяч рублей. Там стоимость пятидесятимиллилитровых флаконов антисептиков доходит до 400-500 рублей. Это шизофреническая ситуация – накручивание цен на обычные спиртосодержащие жидкости.

Это странно, поскольку продается алкогольная продукция, и пятьсот миллилитров антисептика вроде водки продается по цене от двухсот тридцати рублей за бутылку. Им можно две недели всю семью протирать. Крепкие спиртные напитки прекрасно подходят в роли антисептика, и об этом есть соответствующие исследования и шведских, и немецких, и русских ученых.

С другой стороны, идет повышенный спрос на алкогольную продукцию. На крепкие напитки, например, на водку, спрос за неделю увеличился на семьдесят процентов. В условиях, когда спрос растет, запрещать легальную продажу проверенной алкогольной продукции, которая соответствует установленным требованиям, — это просто неразумно. Спрос же никуда не денется, остается делать самогон, потому что никто не запрещает для собственных нужд производить этиловый спирт. Его продавать нельзя, а получается он в любых количествах при помощи сахара. И вообще из любой органики.

Эти меры приведут к тому, что будут потери контроля над рынком, бюджет будет недополучать доходы. Сами регионы, ограничивая продажи алкоголя, теряют поступления, потому что сейчас поступления от акцизов увязаны с рыночной продажей.

Все это дает фору нелегальным производителям и может привести к таким ситуациям, как в Иране и Турции, когда люди травятся метанолом: сотни смертей из-за подпольного алкоголя.

Я считаю, что ограничений сейчас вводить не надо, даже ограничений по времени, потому что дополнительное ограничение по времени — это дополнительная возможность в очередях заразиться коронавирусом. Это создание неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

Оставляя людям возможность легально приобрести алкоголь в течение 2-4 часов, региональные власти создают ситуацию, когда больше людей скапливаются в одном месте.

Могут быть оправданы меры по ограничению количества продаваемого алкоголя в одни руки — как в Австралии, 12 бутылок вина в день или 2 ящика пива.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari