Пока Госдума, Совет Федерации и Конституционный суд в ускоренном порядке принимают и поддерживают поправки в основной закон, возмущенные граждане обсуждают, стоит ли им голосовать «против» или бойкотировать так называемое всенародное голосование. The Insider провел небольшой опрос среди лидеров общественного мнения и обнаружил отсутствие единства по этому вопросу.
Людмила Улицкая, писатель
Я никуда 22 апреля не пойду, потому что не доверяю нашим счетным кампаниям - они напишут ту цифру, которую им спустят сверху. Полное неуважение к общественному мнению наше государство постоянно демонстрирует. Мой ответ на этот вопрос прошу не рассматривать как рекомендацию. Это мое частное мнение.
Гарри Бардин, художник-мультипликатор, режиссер
Надо идти и голосовать против. Мы не знаем, как Памфилова это все посчитает, потому что это игра в наперстки, но надо идти и голосовать против. Не надо быть лохами, ребята! Вот мой лозунг.
Лев Рубинштейн, поэт, публицист
Существует две стратегии для тех, кто так или иначе был оскорблен этим обнулением, в их числе и я тоже. Одна из них условно называется «нет» - идти и голосовать против, а вторая - просто игнорировать. Заранее скажу, что мне ближе вторая, но мне кажется, было бы правильным договориться и всем вместе выбрать одну из этих стратегий.
С другой стороны, результат и того и другого жеста будет одинаковым, поэтому надо исходить из особенностей собственного темперамента.
Если какой-нибудь харизматичный человек меня убедит, что надо пойти, может быть, я так и поступлю. Но на сегодняшний день я бы никуда не пошел.
Вениамин Смехов, актер, режиссер
Я еще не решил этот вопрос, но понятно, что мы застигнуты и с внешней и с внутренней стороны каким-то всеобщим карантином. Экономика должна быть экономной - сегодня это называется «экономика должна быть обнуленной». Но это все реакция интеллектуалов, а настроение очень и очень паршивое. Тем не менее у меня есть параллельная Россия - это то, чем я занимаюсь, это театр, кино, это работа актера и режиссера.
Юрий Сапрыкин, журналист, издатель
Я полагаю, что 22 апреля у нас не будет никаких вопросов, мы все будем находиться в добровольной или принудительной изоляции, никакого голосования в этот день не будет. Если же оно все-таки состоится... Есть известная легенда о том, как юный ученик Сократа обратился к нему с вопросом, жениться ему или нет. На что Сократ ответил: «Делай, как хочешь, все равно через десять лет об этом пожалеешь».
Эта процедура не прописана в законодательстве, поэтому юридически ее последствия ничтожны. Она нужна для того, чтобы в новостях на центральных телеканалах объявить красивую цифру народной поддержки, и она будет объявлена. Для этого есть все технологические возможности - начиная от масштабов надомного голосования, отсутствия наблюдателей и так далее. Это так называемое голосование смоделировано таким образом, чтобы на выходе можно было получить любую цифру. Это даже не выборы, к которым мы привыкли, это процедура, еще более подверженная манипуляциям.
Кроме того, у этой процедуры нет юридической силы, поэтому все решения, которые она должна подкрепить, уже приняты. Поэтому участие или неучастие в голосовании остается вопросом гражданского темперамента. Если вы хотите использовать каждую возможность, чтобы продемонстрировать свое несогласие, наверное, этот вариант не хуже других - сегодня вы идете на пикет, завтра вы идете и зачеркиваете бюллетень. На реальное развитие событий и то, и другое оказывает примерно одинаковое воздействие. В нынешней ситуации это лишь способ более или менее публично высказать ваше мнение.
Татьяна Лазарева, артистка
Не люблю категорию «надо-не надо». Лучше пойти. Заполненный лист сложнее фальсифицировать.
Леонид Волков, менеджер проектов ФБК
Моя личная позиция: не надо относиться к 22 апреля как к чему-то важному. Это фейк и разводка. Можно голосовать против, можно не голосовать, пофиг. Это просто не имеет значения, не надо вкладывать душу в эту фигню, ее нельзя признавать.
Артемий Троицкий, музыкальный критик
Я очень спокойно отреагировал на весь этот так называемый конституционный переворот, поскольку я от Путина ничего иного не ожидал. Вопрос был только в том, как это будет представлено. Трюк с Терешковой из космоса был довольно смешной. Точно так же могла выступить Кабаева и попросить, чтобы Путина назначили царем-батюшкой. Это не имеет никакого значения. Важен результат. В стране существует диктатура, и сейчас она будет окончательно формально узаконена.
Мне это не нравится, это моя страна, я люблю свою страну, я желаю ей добра и процветания, поэтому я считаю, что каждый человек, которому это противно, должен сказать «нет». Не отлежаться дома, а сказать «нет». Я думаю, что призывы бойкотировать исходят от людей достаточно лукавых. Если человек вообще не пошел голосовать, это вообще ничего не говорит о его отношении к ситуации. Возможно, он просто считает, что все в порядке, и нечего париться.
Естественно, все это будет зафиксировано на избирательных участках, поэтому многие люди не захотят засвечивать свою гражданскую позицию, опасаясь в дальнейшем каких-то мер. Но я считаю, что единственный достойный, честный вариант - прийти и сказать «нет».
Сергей Пархоменко, журналист
К сожалению, российское общество сегодня не способно ни на какое массовое согласованное усилие. В любом случае получится вялое и разрозненное брожение, где каждый кто в лес, кто по дрова.
В этих обстоятельствах надо сделать такой же шаг, как и на любых других выборах: поступить так, как велит вам ваш собственный гражданский темперамент. Если вас тошнит от самой идеи - идти и участвовать в этом фарсе - не ходите. Если вы охвачены желанием пойти и проголосовать «против» - пойдите и проголосуйте. Если вам хочется выразить вашу гражданскую позицию, написав какое-нибудь эмоциональное заявление на бюллетене и сделав его недействительным, - пойдите и напишите.
Не отказывайте себе в праве выразить вашу волю гражданина и избирателя. Поступите свободно и независимо ни от чьих команд.
Дмитрий Гудков, политик
Бездействовать точно нельзя. Наверное, надо идти голосовать против. С другой стороны, я пока не видел закона. Насколько я понимаю, там будет голосование и надомное, и электронное, и досрочное, и на предприятиях непрерывного цикла. Будет запрещена любая агитация против, вот уже сайт против поправок заблокировали.
Сейчас мы думаем, как обеспечить гарантию какого-то результата, хотя бы защиты результатов голосования.
Но самое главное - не надо останавливаться 22 апреля. Решение-то уже принято, этот плебисцит ни на что не влияет. Нужно голосовать против, но борьба против пожизненной диктатуры не должна заканчиваться 22 апреля.
Андрей Бильжо, художник
Как-то глуповато идти. Конечно, не идти. Зачем идти? Во-первых, когда тебя от***дили дубинками, после этого идти уже глупо. Второй раз глупо идти после того, как тебя бесконечно нае**вают. Третий раз идти глупо после всей этой истории с обнулением. Уже три раза можно не идти.
Я могу назвать еще 50 причин, чтобы не идти на это мероприятие и провести время по-другому. Не то, что не ходить туда, а идти в обратную сторону, валить и не слышать об этом ничего.