Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.01
  • EUR98.72
  • OIL89.35
Поддержите нас English
  • 625
Новости

Продукты, лекарства, алкоголь. Что подорожает из-за кризиса

На фоне падения курса рубля и эпидемии коронавируса россияне в страхе начали запасаться едой и другими товарами. За последний месяц резко подскочили продажи консервов, бакалеи, бытовой химии и туалетной бумаги. С одной стороны, люди боятся оказаться в карантине без необходимых продуктов, с другой — стремятся сделать покупки сейчас, пока не выросли цены. Опрошенные The Insider эксперты считают, что скачка цен нужно ждать через несколько месяцев. О том, что будет с ценами на еду, алкоголь, лекарства, авиа и железнодорожные билеты, сотовую связь и автомобили — в материале The Insider.

Продукты и другие товары

Илья Власенко, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли

Если мы говорим о продуктовом ритейле — на полках магазинов крупных сетей у нас от 95 до 100% — продукция отечественных производителей.

Вся продукция, которая называется социально значимыми товарами — хлеб, молоко, — это все импортонезависимое, то есть производится из российских компонентов на территории России. Каким-либо колебаниям курса наше российское производство, которое делается на рубли, не подвержено, доллар здесь совершенно ни при чем.

Если мы говорим о продуктовом ритейле в целом, то есть категория товаров, в которых все еще присутствует доля импорта. Например, в макаронных изделиях порядка 5% — импортные, в колбасных изделиях порядка 2%, в крупах 1% или меньше. Мы не говорим о каких-то экзотических овощах и фруктах, которые не растут у нас. Какие-нибудь личи поставляются по прямым контрактам, и можно ожидать роста цен на них, но не сейчас, а через какой-то промежуток времени, когда будут распроданы запасы, имеющиеся у ритейлеров.

Что касается других видов продукции, то, скорее всего, если рост цен и будет, то это произойдет с достаточно большим лагом, поскольку производители этих продуктов, находящиеся на территории Российской Федерации, будут закупать какие-то импортные запчасти для оборудования, возможно, будут закупать какое-то импортное сырье.

Цены в ритейле напрямую зависят от цен производителей, и когда производители ощутят на себе влияние курса, они придут к ритейлерам, по установленной закупочной процедуре согласуют повышение цены, если оно будет, и только после этого с определенной отсрочкой цены в ритейле могут подняться. Мы говорим о месяцах, это очень длительные процессы. Например, в апреле 2018 года курс достаточно сильно скакал, но эти скачки никак не отразились на стоимости продуктов в ритейле. Бежать в магазин и закупаться сейчас нет никакого смысла. Продукты есть, на складах и в пути, и цены на них скакать не будут.

К сожалению, ажиотаж, который подогревается в СМИ, действует на потребителей негативно — люди бросают все и бегут в магазин покупать, например, электронику, абсолютно не понимая, что существует определенный временной промежуток, месяцы, когда техника будет поступать в магазины по старым контрактам и с ценами ничего не будет.

Если вы планировали покупать смартфон в марте — идите в магазин и покупайте. Если вы откладываете деньги и планируете сделать это в августе — идите в августе. Никаких кардинальных изменений в ценах не произойдет за это время. Торопиться и бежать в магазины, занимать деньги у родственников лишь бы что-то купить сейчас не стоит.

Лекарства

Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей

По ценам на лекарства — вопрос к производителям. На уровне розницы цена расти не будет, но цена неизбежно будет меняться из-за курса валют.

Алкоголь

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»

Факторов подорожаний много, и отделить одно от другого сложно. Даже без роста курса доллара и евро подорожание алкогольной продукции было заложено. Например, ставки акциза на крепкий алкоголь, на винодельческую продукцию, вино, игристые, импортные и российские в том числе, хотя на российские предлагались какие-то налоговые вычеты, но это все дело мутное.

Первая причина — ставка акциза, вторая — общая инфляция, как всегда. И третье добавилось — это совокупность отношения с иностранцами и подорожание импортной продукции в связи с курсом доллара. Но здесь не только готовая импортная продукция, у нас и российская алкогольная продукция производится во многом из импортных сырьевых материалов, из импортных компонентов, с применением импортной техники, поэтому подорожание безусловно будет — на 10% точно.

Когда это произойдет, пока трудно сказать. Есть определенные запасы, но все зависит от того, насколько этот курс продержится. Пока нет такого обвала, который был в конце 2014 — начале 2015 года, когда все в два с лишним раза обвалилось. Поэтому, я считаю, это будет в районе 10% — может быть, через месяц.

Топливо

Павел Баженов, председатель Независимого топливного союза

Первое — каких-то там факторов, чтобы произошел бешеный рост розничных цен, нет. Цены будут сдерживать по полной программе в силу политических событий, которые в стране происходят. Как мы помним, цены на бензин — это очень социально значимый показатель.

Какие риски есть? Первый риск рубль подешевел и не факт, что и дальше не продолжит дешеветь, инфляция может выйти за пределы. То есть, если по схеме регулирования розничной цены, которая принята — «рост в рамках инфляции», и прогнозируемая инфляция была 4%, по итогам года на 4% должны были вырасти цены на топливо. Если инфляция будет выше, скажем 7% или 8%, ну, может быть, рост будет не 4%, а 6%.

Что касается возможности снижения — я уверен, что снижаться цена не будет. Во-первых, потому, что она де-факто регулируемая, а регулируемые цены развиваются только в рамках установленной формулы, а установленная формула — это рост в рамках инфляции. Все, точка.

Во-вторых, нефтяные компании сейчас сильно потеряли доходность на внешних рынках, а когда доходность на внешних рынках теряется, внутренний рынок всегда выступает в качестве спасательного круга. Поэтому ломать сейчас внутренний рынок, давить на нефтяные компании, учитывая их роль в наполнении бюджета, никто не будет, а сами нефтяные компании на это не пойдут.

Проблема отсутствия у нас адекватных ценовых колебаний кроется в нерыночном принципе регулирования розницы. Была бы рыночная розница, мы бы видели колебания и вверх, и вниз, а не только вверх, как у нас принято.

Автомобили

Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»

Если говорить по ценам на автомобили, то даже если автомобиль локализован в стране, там все равно есть импортированные компоненты, которые рассчитываются в валютах. Сейчас новое производство, новый импорт будет стоить дороже. При этом рынок автомобилей достаточно слабый, нет за счет чего ему расти, поэтому идет достаточно резкая конкуренция, и цены резко и быстро никто поднимать не будет.

Я думаю, что в ближайшее время все будут считать и следить за тем, что будет происходить с нефтью и курсом валют. Если валюты не вернутся, то производители цены поднимут. График подъема цен будет зависеть от некоей внутренней политики. Чем медленнее компания будет поднимать цены, чем дешевле у нее будут автомобили, тем больше она продаст. Мы это видели в 2014–2015 годах. Те, кто медленнее поднимал цены, беря на себя издержки за полученную прибыль, пришли к более высокой доле рынка. Это больший парк автомобилей, больший заработок на сервисах и так далее. За счет того, что они увеличивают долю рынка, они компенсируют затраты.

Сейчас, я думаю, все, у кого есть какие-то акции по скидкам, их сразу уберут, а по прайсу все будут смотреть на валюту и спрос.

Авиа и ж/д билеты

Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии

На внутреннем направлении цены на железнодорожные и авиабилеты будут такими же, резкого роста не будет. Возможно, на уровне инфляции подрастут на внутренних. На выездных, где мы платим валютой, если будет дальнейший рост доллара и евро, то на перевозки на этот процент цены, конечно, вырастут.

Туристические пакеты не будут сильно дорожать, потому что в связи с закрытием многих направлений потери слишком велики и операторы будут бороться за клиента. Сейчас основное — это клиент и сохранение бизнеса.

Сотовая связь

Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства «TelecomDaily»

На рынке сотовой связи ожидать повышения пока не нужно, потому что это все-таки не напрямую привязано к доллару и евро. Базовые станции строятся, там есть свои калькуляции.

Что касается товаров и услуг, конечно, это завязано напрямую на курсе доллара и евро по той причине, что у нас нет собственных продуктов. Я думаю, что в течение марта можно ожидать повышения на 3–5% на существующие запасы у ритейлеров и примерно 10–15% в дальнейшем.

Дефицит также может возникнуть. Это зависит от фабрик в Китае, насколько они восстановили свое производство, и вообще непонятна ситуация с коронавирусом, насколько длительный характер она будет носить. Сбои в поставках вполне вероятны уже в среднесрочном периоде, начиная с мая.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari